Семён Бабаев, тысячный казак-некрасовец, родившийся на пароходе “Грузия” по дороге из Турции домой, в Россию, немного обижается на родственников и общинников-некрасовцев. А всё потому, что его день рождения празднуют раз в пять лет. Между юбилейными датами возвращения общины в Россию про его личный праздник как бы и забывают. Но его судьба навсегда связана с годом возвращения взбунтовавшихся когда-то донских казаков-некрасовцев в Советский Союз в 1962 году. В тот год закончилась 250-летняя “туретчина” — особая страница в истории донского казачества.
После восстания Булавина в 1708 году отряд казаков в несколько тысяч сабель бежал от царских войск сначала на Кубань, в то время находящуюся под рукой крымского хана, а в середине XVIII века переместился на Дунай, потом и в Турцию. Увёл их ближайший соратник Булавина атаман Игнат Некрасов. Дав присягу сначала крымскому хану, а затем и османской империи, некрасовцы участвовали в войнах против России своими, отдельными воинскими частями. Кстати, сам атаман уже в преклонном возрасте 77 лет погиб в стычке с российским отрядом. Недолго прожив в Молдавском царстве, часть некрасовцев ассимилировалась с местными липованами — другой старообрядческой общиной, вышедшей в середине XVIII века из России. В 1791 году большая часть некрасовцев с берегов Дуная переселилась в Турцию: в район озера Куш и на берега Эгейского моря во Фракию, где основала несколько поселений, сохранившихся до сих пор.
Свою вольную общину некрасовцы строили по “Заветам Игната”. В отличие от других старообрядческих общин, некрасовцы Заветы ставили выше духовных правил, утвердив казачий круг высшим органом управления общиной. Первая и главная заповедь завещала никогда не возвращаться в царскую Россию. В соответствии с Заветами общинники строили свою хозяйственную и общественную жизнь. Все доходы семьи отдавали в кош, из которого получали обратно 2/3. Одна треть шла на нужды всей общины — военное снаряжение, школу и церковь, помощь нуждающимся. Смешиваться с турками было запрещено под страхом смерти. Казаки женились только на членах своей общины, но Круг защищал право женщины уйти от мужа. При этом сам муж мог быть наказан за плохое обращение с женой. Жить общинники могли только своим трудом, им запрещалось заниматься финансовыми спекуляциями, торговать в общине или служить в турецкой армии. Наказание за разбой, грабёж или убийство было одним — смерть, в том числе и во время войны.
Репатриация казаков-некрасовцев обратно в Россию началась еще до начала Первой мировой войны. Связана она была с притеснением вольностей общины в Турции. Новые власти, перекраивая турецкое общество и законодательство, принуждали все национальные меньшинства подчиняться общим законам. В том числе с 1911 года отдавать молодёжь в турецкую армию, упразднив автономные части казаков. Процесс переселения прервался после революции 1917 года и возобновился лишь при Хрущеве. Прожив в пределах Османской империи почти 250 лет, 22 сентября 1962 года пароход “Грузия” с 999 казаками-некрасовцами на борту отчалил от Стамбула в сторону советского порта Новороссийск. Тысячный пассажир родился уже на борту парохода. Но не все некрасовцы уехали в СССР. В Турции осталось две семьи, около 200 человек перебрались в США. Как они живут сейчас, неизвестно.
Прибывших в Советский Союз казаков поселили не на Дону, как они сами хотели, а в Ставропольском крае. Часть некрасовцев обосновалась в Ростовской области и Краснодарском крае. Сегодня 215 семей, члены которых выехали когда-то из Турции, живут в основном в двух поселках Левокумского района Ставрополья: Новокумском и Бургун-Маджарском. Из знаменитых пассажиров “Грузии” в живых осталось около 80 человек. Но потомки (дети, внуки, правнуки) тех, кто тогда приехал, до сих пор чтят традиции. Первенец Анны и Харитона Бабаевых Семён живёт и здравствует в посёлке Кумская долина Ставропольского края. Его сын, следуя заветам предков, защищает Отечество — служит на СВО, был тяжело ранен, перенёс восемь операций.
В 2013 году в посёлке Новокумском Ставропольского края открылись первые этнические подворья некрасовцев и староверов молокан. Сегодня это уже полноценный Центр традиционной русской культуры. Здесь можно увидеть, как жили казаки в эмиграции, попробовать местную кухню и выучить народные песни.