Член правящей партии «Грузинская мечта», мэр курортного города Кобулети в Аджарии Леван Зоидзе планирует переименовать улицы Пушкина и Попова, а также квартал «Сталинисубани».
По информации мэрии Кобулети, улицу в честь русского физика Александра Попова планируется назвать в честь Падико Гогитидзе – первой женщины-пилота из Аджарии. Улицу Пушкина предлагается назвать в честь поэта Амирана Хабази, а сельский квартал «Сталинисубани» переименовать в квартал Петра.
Как утверждает мэр Зоидзе, решение о переименовании было принято по многочисленным просьбам жителей города. Активисты, занимающиеся развитием российско-грузинских отношений, утверждают, что это не так. После протестных выступлений известного грузинского адвоката Николоза Мжаванадзе, в его адрес стали поступать угрозы со стороны администрации города. В поддержку Мжаванадзе выступили видные общественные деятели по всей Грузии, которые также осудили планы мэра. Руководитель Института Евразии Гулбаат Рцхиладзе, руководитель Евро-Азиатского Альянса Грузии Виктор Кусиани, профессор Мамука Картозия, журналист Дито Чубинидзе, правозащитники – бывшие политические узники режима Саакашвили – Василий Гогаладзе и Давид Мепаришвили выступили не только за сохранение улиц Пушкина, Попова и названия Сталинисубани, но и за присвоение одной из центральной улиц Кобулети названия «Освободителей Аджарии».
«Сейчас речь идёт не только о десоветизации топонимики, но и о полной дерусификации Грузии по примеру прибалтийских стран. Но Пушкин до сих пор был неприкасаем», — утверждает Гулбаат Рцхиладзе.
Целью этой кампании является вся Грузия (почти в каждом большом городе Грузии есть улица Пушкина), а Кобулети – лишь начало, считает президент Института Евразии Гулбаат Рцхиладзе. Эксперт уверен, что на фоне дерусификации Аджарии и всей Грузии идёт турецкая экспансия. В качестве одного из многочисленных примеров он привел установку в Ботаническом парке близ Батуми благодарственных табличек в адрес турецких благотворителей. При этом ни одного упоминания о российском ученом Андрее Николаевиче Краснове, основавшем этот парк еще в 1912 году, нет.
«Потеря своего культурно-исторического присутствия в Грузии — общая проблема российской так называемой «мягкой силы». Они должны составить более четкий и разумный план совместно с местными экспертами, учитывая наши местные особенности общественной жизни и политической ситуации», — считает эксперт.