Новая Концепция миграционной политики о переселенцах: смешать, но не взбалтывать

После ведомственной трансформации Главного Управления по вопросам миграции МВД РФ в Службу по вопросам гражданства и регистрации иностранных граждан при МВД РФ в апреле этого года уже 15 октября Владимир Путин издал указ № 738 «О Концепции государственной миграционной политики в Российской Федерации на 2026 — 2030 годы». В ней, помимо прочего, говорится и о подходах к процессу переселения как наших соотечественников, так и иностранных граждан из недружественных стран. К 31 декабря 2025 года будет готов план реализации новой Концепции.

Новый документ вызывает неоднозначную реакцию своей двойственностью. В разделе II п. 5 сказано, что

«…геополитическая ситуация, политическое и экономическое давление некоторых иностранных государств на Российскую Федерацию не оказали существенного влияния на структуру миграционных потоков в Российскую Федерацию».

Видимо, авторам концепции неизвестно о резком росте числа соотечественников-переселенцев из стран Европы (особенно Германии, Прибалтийских государств), Канады. Или о десятикратном внезапном росте числа участников Госпрограммы переселения из Туркменистана одновременно с таким же снижением числа переселенцев из Таджикистана летом 2024 года. Относительно «давления некоторых иностранных государств» тоже есть замечания: видимо именно отсутствие такого давления привело губернатора Псковской области к созданию новой должности Уполномоченного по делам соотечественников и вопросам миграции для работы с выходцами из Латвии, которых под разными предлогами выдавливают из страны местные власти. Вот и сейчас мы готовимся принять 841 пожилого жителя Латвийской республики, которые не смогли сдать экзамен на владение государственным языком.

Буквально через один пункт авторы концепции пишут ровно обратное:

«В 2019-2025 годах миграционные потоки в Российскую Федерацию претерпели значительную трансформацию«.

Далее отмечается, что одним из главных факторов, повлиявших на структуру миграции, стала политика страны в области сохранения духовно-нравственных традиций воспитания и упрощение переселения для граждан тех стран, где идёт атака на традиционные семейные ценности.

В п.16/г второго раздела Концепции прямо сказано, что «необходимо принятие дополнительных мер на недопущение обособления иностранных граждан, прибывающих в Российскую Федерацию на постоянное место жительства». При этом в качестве пилотных проектов нам регулярно презентуют американскую, немецкую, афробурскую и другие национальные деревни.

Главной целью миграционной политики остаётся обеспечение безопасности государства, а значит вывод Службы или её части из под МВД в ближайшее время не предвидится. На последнем месте после вопросов безопасности, экономики и межнационального мира стоит защита и поддержание русской культуры и русского цивилизационного кода. На этом основании можно сделать вывод о том, что стремление ввести репатриацию на основе национальности — русский, в ближайшее время не представляется для власти актуальным.

В то же время в п.22 ч.IV Концепции прямо сказано, что миграционная политика России должна создавать благоприятный режим для добровольного переселения в страну лиц (в том числе покинувших её), «которые способны органично включиться в систему позитивных социальных связей и стать полноправными членами российского общества». То есть мы открыты для сбежавших релокантов, «испугавшихся патриотов» и других «нетвойнистов», покинувших страну на волне «несогласия». Мы готовы пожертвовать безопасностью ради прощения блудных сыновей. Это так по-христиански.

Россия также сохраняет открытость для тех, кто не планирует оставаться здесь навсегда, и поэтому не ставит своей целью «полностью интегрироваться» к нашему обществу и социальным нормам. Мы требуем лишь соблюдать закон и бережно относиться к нашему наследию, нормам общежития и окружающей среде. Остаётся неясным, что делать с огромным числом этнических бойцовских клубов в разных городах нашей страны, посещение которых возможно лишь лицам определённых национальностей стран ближнего зарубежья.

Особенно сложным будет реализовать один из основных принципов миграционной политики, прописанных в Концепции: установление понятных, простых и исполнимых правил въезда и получения различных разрешений и гражданства, «исключающих административные барьеры и обусловленные ими издержки». Массовые жалобы переселенцев на неправомерные действия или бездействие местных миграционных служб и чиновников администраций, поступающие в адрес проекта «Путь домой«, не настраивают на позитивное ожидание. В этой связи совершенно непонятен принцип миграционной политики, прописанный в п. 26е документа. В нём говорится об участии институтов гражданского общества в вопросах реализации миграционной политики при условии невмешательства в деятельность органов власти и местного самоуправления. Зачем тогда нужны региональные НКО в помощь переселенцам-соотечественникам, Общественные Советы при МВД, Общественная Палата РФ и Совет по правам человека при Президенте РФ, которые активно занимаются решением кризисных вопросов в области миграции зачастую в ручном режиме? Созданный Экспертный Совет при АНО «Путь домой» также ставит своей целью активно вмешиваться в работу органов власти и местного самоуправления (как минимум экспертизой и рекомендациями на основе этих экспертиз), чтобы помочь им в их работе. Зачастую об этом вмешательстве власти просят сами. Тем более, что первой задачей миграционной политики в Концепции стоит совершенствование механизмов, направленных на добровольное переселение соотечественников в Россию, чем напрямую занимается команда проекта. Затем следует помощь иностранным экспатам, видящим нашу страну своей новой родиной или желающим внести свой вклад в её развитие в течение ограниченного времени. В этом вопросе также «Путь домой» является признанным экспертом. И лишь на четвертом месте по значимости стоит задача улучшения системы привлечения трудовых мигрантов. Кроме того, мониторинг общественно-политической и социально-экономической жизни в странах, откуда прибыли иностранные экспаты, что требуется в рамках международного сотрудничества в сфере миграции, также наиболее эффективно могут сделать сами выходцы из этих стран при помощи цифровых сервисов проекта «Путь домой».

Ну а теперь вишенка на торте! В перечне основных механизмов реализации миграционной политики стоит «обеспечение качественной профессиональной подготовки должностных лиц государственных органов, реализующих миграционную политику» (п.39в). Что делать с этим, если о новых правилах, законах и подзаконных актах сотрудники миграционных отделов в регионах узнают от волонтёров и консультантов проекта «Путь домой»? Команда готова проводить обучающие семинары для профильных отделов. Но ведь нельзя вмешиваться в деятельность органов власти… А сами эти органы с обучением не справляются.

Но самое интересное ждёт нас в описании результатов Концепции к 2030 году (ч.IX п.41). Там нет ни слова о соотечественниках-переселенцах! Об иностранных экспатах, разделяющих наши ценности, есть, а о наших русских людях — нет. Бинго!