В преддверии празднования Дня народного единства мы публикуем небольшой цикл материалов, отражающих мнение ученых — антропологов, историков, социологов — на задачи реинтеграции народов Новороссии в социокультурное пространство России.
13 октября прошел круглый стол в Доме народов России, собравший экспертов из разных вузов и научных центров для обсуждения принципов и путей решения этой задачи. Главный редактор сайта “Везде наши” Алла Шеляпина, председатель Комиссии по вопросам миграции Совета по делам национальностей Правительства Москвы Юрий Московский и профессор РГГУ Александр Пригарин стали соорганизаторами круглого стола.
Инициатором обсуждения выступил профессор РГГУ, руководитель Центра социальной антропологии РГГУ, а в недавнем прошлом профессор кафедры археологии и этнологии Одесского национального университета им. Мечникова Александр Анатольевич Пригарин. Предлагаем вашему вниманию наиболее важные тезисы, вытекающие из его выступления.
“История региона и этническая палитра свидетельствует о том, что здесь так вчерашние события связаны с завтрашними, что наше сегодняшнее настоящее лишь небольшой дискретный участок на этом пути”, — характеризует особенности исторического развития Новороссии профессор Пригарин.
Компромисс между стихией и регулированием
Историческое освоение Дикого поля и прилегающих к нему территорий шло с одновременной диффузией остатков кочевых народов, блуждающих по нему столетиями. После завоевания Крымского ханства Екатериной II и ликвидации угрозы от него, прекращения набегов и работорговли на полуострове земли Причерноморья и Приазовья начали заселять люди, пришедшие сюда за свободой или более выгодными экономическими условиями, которые предлагала власть.
Даже сегодня на этих землях внутри одного этноса может встречаться многоукладность быта и повседневных практик: казацкие и мещанские, сельские и городские, пролетарские и торговые. Вместе с тем, ни один из народов, проживающих в этом регионе, не может до конца ощущать эту землю своей и основной. Потому что здесь многие пришлые, и у всех есть соседи другой культуры.
Мелкое дробление социума на различные местечковые сообщества — яркая характеристика Причерноморья и Приазовья. Здесь региональная идентичность всегда давлела над любой другой, и поэтому люди зачастую не могли действовать сообща. В регионе порядка полутора десятков полиэтнических общностей. И внутри каждой из них достаточно большое количество укладов, которые сами себя воспроизводят и порой мешают даже внутриэтнической солидарности. А если добавить сюда конфессиональное разнообразие, то и так лоскутное покрывало Новороссии окажется совсем пёстрым. Поэтому многоукладность юга региона сформировалась как компромисс между государственным регулированием и социальной стихией.
Мобильность границ и идентичностей
Еще одной яркой чертой местности является мобильность границ и населения. Сегодняшняя карта социально-структурного районирования хоть и совпадает с примерной политической картой, но население постоянно перетекает через формальные границы. При изучении и выработке рекомендаций для управленческих стратегий реинтеграции важно учитывать невозможность простого импорта приёмов работы из других практик (Крыма или Донбасса). Поддержка многоукладности и многообразия должна лежать в основе гражданской и академической деятельности на землях Новороссии.
Как выстроить привычную иерархию идентичности: этническое — региональное — гражданское, которая будет соответствовать и управленческой структуре, и общественным компромиссам, отношениям? Опыт региона показывает, что тут очень важным является не навязывание простых бинарных кодов, а попытка выработать и учесть так называемое “мерцающее самоопределение”. Если в политическом дискурсе эти бинарные коды работают как четкие маркёры, то в обществе можно быть всем и сразу: немножко украинцем, немножко русским и еще немножко евреем. И внутренней шизофрении у человека при этом нет. И на этих базовых категориях идентичности, которые никуда не денутся, уже выстраивать конструкты, дающие оптимизм для будущего.
Здесь четко работает метафора “моста”, который соединяет Европу и Азию, православие и мусульманство и немножко иудаизм, рабочих и крестьян, город и село.
Отсутствие культурной доминанты
Здесь никогда не доминировала одна культура. С 2014 года такая культура появилась. Концепт “Единая Украина” не только отрицал возможность существования и развития разных этничностей, но и разных регионов. Законодательство РФ может очень успешно бороться против этого единообразия, единоподобия.
О сложности восприятия новой действительности
Большинство наших исследований и научных текстов, описывающих конфликт 2014/15 годов, вызвали недопонимание “взрослой” академической науки, представители которой писали свои диссертации вдали от конфликта, не будучи включенными наблюдателями или даже участниками, как многие из нас. Пример тому Яна Комар, с которой мы готовили книгу об агрессии на Донецк и Луганск 2014-15 г.г. Издатели и редакторы, не будучи готовыми к новым реалиям методов и приёмов гражданской войны, часто переспрашивали и долго согласовывали факты, указанные в тексте рукописи. И нам приходилось доказывать, например то, что объявления “Сдай русского — получи 10 тысяч гривен” были реальностью. Поэтому я не очень понимаю, готово ли нас выслушать не только академическое сообщество, но и управленцы, потому что далеко не всё, что мы можем рекомендовать, может быть лицеприятно для них.