Отец Питирим: ищите друзей на Востоке!

О Таджикистане в российской прессе чаще всего вспоминают в связи с миграционными проблемами или геополитической обстановкой в Центральной Азии. А вот позитивные поводы, связанные с этой страной и её гражданами, не столь интересны российским журналистам и СМИ. А зря: есть о чем рассказать.

Например о том, что погибший летчик-штурман угнанного в начале августа вертолёта МИ-8 Хушбахта Турсунов был сыном мигранта из Таджикистана. Его родители много лет работали дворниками в дождливом Санкт-Петербурге, получили российское гражданство, воспитали детей в традициях российского социума, не потеряв при этом своих национальных корней. Именно поэтому Хушбахта и его русский товарищ — бортмеханик из Алтайского края бились до конца, чтобы не сдаться в плен ВСУ, когда их командир экипажа, предатель Кузьминов, посадил вертолёт на территории Украины. Оба погибших лётчика награждены орденами Мужества посмертно.

За первую половину 2023 года 86.954 выходца из Таджикистана получили российское гражданство. Еще 66 255 человек живут в России по разрешению на временное проживание (РВП) и виду на жительство (ВНЖ). Сколько из них станут героями России, пока неизвестно. Ведь современная миграция из стран Центральной Азии, включая Таджикистан, несёт в себе много рисков. Не секрет, что среди мигрантов всё чаще встречаются радикально настроенные мусульмане, которых власти своих стран преследуют за ваххабизм. Причем открытыми последователями различных направлений радикального ислама мигранты становятся уже в России. Потому что у нас к свободе вероисповедания относятся более демократично, чем в мусульманских странах. Об этом свидетельствуют как наши соотечественники, живущие там, так и представители Русской православной церкви. Среди них — бывший предстоятель Душанбинской епархии отец Питирим (Творогов). Он жил в Таджикистане с 2012-го по 2019 год и на днях дал большое интервью порталу «Экзегет.ру», в котором и рассказал об опыте общения с мусульманами.

Душанбинская епархия была выделена в отдельную единицу Среднеазиатской митрополии лишь в 2011 году. Отцу Питириму довелось стать первым православным епископом этого края. Было ощущение первоапостольской проповеди и служения, говорит в своём интервью отец Питирим. Сегодня в составе епископата пять храмов. Они расположены в столице республики и в небольших городках, включая места дислоцирования 201-й дивизии ВС РФ. Кафедральным собором епархии является Свято-Никольская церковь в Душанбе. Символичен адрес храма — улица Дружбы народов. Православная церковь полностью оправдывает свою адресную географическую привязку. О сложившейся за века добрососедства дружбе народов и духовной близости последователей Книги — мусульман и христиан — рассказывают на ежегодных Международных Иоанновских чтениях, запущенных когда-то отцом Питиримом на базе построенного им Славянского духовно-просветительского центра.

Я им рассказывал о фирмане Мухаммеда (охранная грамота), данной христианскому монастырю Святой Екатерины в 620-е годы. Сам Пророк завещал всячески помогать христианам, потому что они тоже люди Книги. Всего существует шесть таких фирман, что для слушателей первых чтений было полным откровением, — рассказывает отец Питирим. — Еще наш святой Александр Невский говорил: “Ищите друзей на Востоке”. Нам Восток не враг”.

Центр социального служения при храме оказывает круглогодичную благотворительную помощь всем обратившимся вне зависимости от вероисповедания. В мусульманских мечетях благотворительностью занимаются преимущественно во время религиозных праздников. И такая открытость и милосердие очень привлекают таджиков.

С середины XIX века православие прочно закрепилось в Средней Азии вместе с русскими переселенцами. Чтобы не возбуждать межрелигиозные споры, в царское время в Туркестане запрещалось всякое миссионерство. Об этом говорят и цифры: до начала XX века во всей провинции покрестились 18 сартов-узбеков, 13 туркменов, 9 киргизов и один таджик. При этом первым русским переселенцам каменные храмы помогали возводить местные жители-мусульмане: у них это считалось благим делом.

Запрет на миссионерскую деятельность в современном Таджикистане — закон. Более того, детям до 18 лет запрещено посещение любых мест проведения религиозных культов. Это сделано специально в целях предотвращения попадания молодёжи под влияние любых сектантских течений. А такое попадание происходит из-за невежества людей и малограмотности в вопросах веры священнослужителей в мечетях. Даже президент Эмомали Рахмон на встрече с муллами пеняет на факты искажения классического ислама во время проповедей и даже колдовство (всё-таки зороастризм жив!). В стране запрещено носить бороды: за ваххабитскую бороду можно угодить в тюрьму. По словам отца Питирима, такое жесткое пресечение любых проявлений радикализма оправданно. Он сам стал свидетелем, как буквально за одну неделю служащие Никольского храма из числа местных жителей-мусульман “сошли с ума и решили ехать защищать исламское государство в Сирию”. Это был 2015 год, когда радикалы почти захватили столицу страны Дамаск и на весь мир прогремели призывы ИГИЛ (запрещенного в РФ) вступать в их ряды. Более того, в тот же год, в сентябре, в стране произошла попытка военного переворота, который попытались осуществить высокие чины Минобороны из числа приверженцев исламского радикализма. После таких событий власти приняли очень жёсткие меры для купирования угрозы. Но, как отмечает отец Питирим, когда в 2012 году он приехал в Душанбе, почти никто из местных жителей не ходил в мечети и не соблюдал пост ураза-байрама. К моменту его отъезда из страны все мусульмане из числа его окружения регулярно посещали мечети и держали уразу. Исламизация еще недавно вполне светского населения прошла молниеносно.

Таджики как мусульмане не переходят в христианство, — утверждает отец Питирим. — Но приобщать их к русской культуре необходимо, чтобы сближать наши народы, дружить друг с другом. Через открытие русских школ для местных жителей приобщали к русской культуре еще с 19 века. Ведь наша культура — она по сути православная. И вот так, опосредованно рассказывать людям о нашей духовной жизни и вере”.

В стране планируется открыть шесть русских школ. Ежегодно для преподавательской работы сюда приезжают 30 русских педагогов. Поэтому есть надежда на то, что русская культура и язык останутся в Таджикистане даже после полного исхода русскоязычных. Сегодня большинство из числа немногих русских, живущих в Таджикистане, сосредоточены в столице. Перепись 2010 года зарегистрировала 34 тыс. 838 русских граждан, что составляет 0,5% населения страны. В отличие от большинства стран Центральной Азии, в Таджикистане никогда не было много русских. Их общее количество не превышало 400 000 и не составляло более 12,5% населения Таджикской ССР.

Пока в стране живут русские, там останется русская православная церковь. А значит и русская духовная культура, через приобщение к которой таджики лучше узнают своих соседей, наш менталитет и мировоззрение. И следующие волны новых граждан России, выходцев из Таджикистана, дадут нашей стране не только героев-защитников, но и ученых, писателей, инженеров и просто хороших граждан. Но для этого нам следует ужесточить требования к проявлениям исламских религиозных течений среди мигрантов.

Полное интервью отца Питирима можно посмотреть на портале «Экзегет.ру» по ссылке.