В современной нестабильной политической обстановке в планах правительства впервые особое внимание уделено совмещению наших планов развития с планами развития сопредельных государств. Причем по всей протяженности границ. И если на западе эти планы будут ориентированы в большей степени на интересы национальной безопасности и сдерживание агрессии стран НАТО, то на юге и востоке — на кооперацию торгово-транспортной инфраструктуры. В этом смысле осями развития безусловно станут торговый путь “Север-Юг” через Каспий, новый шелковый путь через Центральную Азию из Китая в европейскую и ближневосточную части Евразии и наш Северный морской путь.
В принятой Концепции Стратегии пространственного развития России до 2030 года с прогнозом до 2036 года одной из ключевых проблем выделен “недостаточный учет планов пространственного развития сопредельных государств и планов развития морских акваторий”. Здесь хочу особое внимание обратить на слова “развития морских акваторий”. В перспективных торговых путях морские акватории присутствуют в двух из них: через трансграничное Каспийское море и восточные и северные моря России.
Для экономического планирования не только на суше, но и на море в Стратегию введено понятие морского пространственного планирования (МПП). В апреле 2024 года Центр международных и сравнительно-правовых исследований подготовил Аналитический материал о международном развитии и правовом регулировании такого планирования, которое применяется в более чем 40 странах. Но только в четырех из них (Германии, Швеции, Бельгии и Великобритании) существует специальное законодательство в этой области. На него, в том числе, предлагается ориентироваться.
На что направлено МПП
Морское пространственное планирование направлено прежде всего на урегулирование споров между целями хозяйственной деятельности и сохранением морского биоразнообразия. Первой страной, составившей план МПП, была Австралия. Она обеспокоилась сохранением флоры и фауны Большого Барьерного рифа в конце 1970-х годов, и с тех пор принцип сбережения морского биоразнообразия лежит в основе МПП других стран.
Зачем же России вдруг понадобилось своё МПП, да еще в десятилетней Стратегии развития? Ну жили же худо-бедно без него, и ничего, норм. Да не просто строчку в Стратегии написали, а еще и создали отдельный государственный орган — Морскую коллегию, 13 августа вышел соответствующий Указ президента на эту тему. В состав коллегии вошли вице-премьер, полпред в ДВО Трутнев, министры, руководители Росатома и НОВАТЭКА (вспомним их северный порт Сабетта по транспортировке сжиженного газа на берегу Карского моря), представители силовых структур. Возглавил коллегию силовик — помощник президента, руководитель Совета по стратегическому развитию ВМФ Николай Патрушев.
Другими словами, мы не только намерены активно развивать морские торговые пути и всю прибрежную инфраструктуру, но и охранять их как на ближних подступах, так и на дальних рубежах Мирового океана (как гласит текст Указа президента о задачах Морской коллегии). Учитывая повсеместную взрывоопасную ситуацию по сухопутному приграничью России, которую создают нам США и Великобритания, морские пути, особенно Северный морской путь, пока наименее в этом смысле безопасны. Но очевидно, что и он в своё время окажется под прицелом стран НАТО.
Таким образом, Россия с 2025 года начинает комплексно заниматься освоением своих морских пространств, учитывая при этом экологические принципы сохранения морской флоры и фауны и обеспечивая стратегическую безопасность торговых путей.
Что это даёт простым жителям России?
В первую очередь, увеличение темпов развития северных и прибрежных территорий, включая внутреннее Азовское море:
— создание инфраструктуры подъездных дорог, портов, курортных зон, строительство электростанций, судостроение, усиление всей хозяйственно-бытовой деятельности предприятий и организаций, рост рынка труда;
— приоритетное социально-экономическое развитие опорных населённых пунктов по всему протяжению морского побережья;
— ускоренное внедрение новых образовательных программ в вузах для подготовки кадров по теме изучения и сохранения морского биоразнообразия, океановедения, рыболовства и добычи полезных ископаемых глубоководным способом и пр.;
— развитие научных тематических разработок, включая новые технологии (опреснение морской воды и её транспортировка, использование морских ресурсов в народном хозяйстве и медицине и пр.).
В связи с такой перспективой экономической активности опять возникает вопрос — где брать на всё это людей? Да еще чтобы согласились жить в условиях Севера и на Дальнем Востоке. Этот вопрос опять остаётся без ответа. Ожидается, что сравнительно скоро около миллиона мужчин вернутся из зоны СВО в мирное народное хозяйство. Но их всё равно будет недостаточно для выполнения таких грандиозных планов. В это же время более 20 миллионов наших русскоязычных соотечественников живут за границей России. Необходимо громко и убедительно позвать их вернуться домой, чтобы счастливо жить и работать на Родине.
Да, они навряд ли захотят переехать в районы Севера или Дальнего Востока (хотя там как раз субтропический климат кое-где очень даже присутствует!). Но вот заместить коренных россиян, уехавших туда, вполне смогут. К сожалению, как показывает практика Вологодской области, коренных россиян сегодня охотнее замещают гостями из стран Центральной Азии.
Алла Шеляпина