Русский стиль как модный тренд последних трёхсот лет

Прошедшая с 13 по 18 марта IV Московская неделя моды показала устойчивый тренд на русский этностиль в современной российской моде. Показы прошли при полных залах и ажиотаже на маркете дизайнерских вещей. В программе праздника красоты и грации приняли участие 180 дизайнеров из России и зарубежных стран — ЮАР, Китая, США, Индии, Армении, Турции и других.

В лекционной программе зрители имели возможность обсудить русскую моду как маркер идентичности в начале ХХ века и ответить на вопрос, почему мировые бренды на протяжении всего прошлого века регулярно выбирали стиль русской аристократки для своих коллекций; как русская традиция вдохновляет современных дизайнеров и какой след оставила загадочная русская душа в мировой моде.

А на подиуме и в зале шоурума посетители смогли увидеть огромное разнообразие элементов русского стиля в коллекциях участников модной недели: от традиционного русского кроя, бабушкиных половиц и шалей до стилизованных платков и бижутерии.

В первый день показов бренд Vereja показал коллекцию «Паутина узоров», где главным лейтмотивом стали резные наличники, которые, согласно народным поверьям, защищали дом от злых сил. На подиуме наличники выступили в качестве сет-дизайна, а в изделиях предстали в виде вязаных узоров. Ещё одной темой коллекции стала переработка старой одежды, вдохновлённая традицией создания вязаных ковриков.

Посетители лектория узнали, что в мировой моде было колоссальное влияние всего русского с 1908 года и вплоть до Второй мировой войны. В начале на это влияли русские балеты, а потом русская эмиграция. Однако влияние русского стиля проявилось еще в начале XIX века — после Отечественной войны 1812 года, когда наши войска зашли в Париж. Во Франции уже в 1814 году было модно ходить в штанах a-ля казак. Так что русский стиль во многих его проявлениях популярен в Европе уже третье столетие.

Загадочная русская душа как источник вдохновения

Ив Сен Лоран, Шанель, многие кутюрье после них искали источники вдохновения в загадочной русской душе. В своей книге “Коко Шанель. Жизнь, рассказанная ею самой”, автор писала о русских манекенщицах её модного дома:

“У русских было всё: красота, грация, замечательные фигуры, загадочный взгляд, который придаёт дополнительное очарование, великолепные волосы и красивые руки… Не было только стервозности и хваткости, без которых денег не заработать, разве что на скромную жизнь, но не более”.

Кутюрье позже признавалась, что именно у русских научилась работать по-настоящему.

Кроме того, существует упоминание о том, что в аромате Cuir de Russie, созданном для дома Шанель, некоторые видят загадку и очарование русской души. “Русские подобны природе, они никогда не бывают вульгарны”, — приводит слова Шанель биограф Марсель Эдрих.

А когда Шанель спрашивали, от чего зависит мода, она отвечала: “От того, кто ваш любовник”. Великий князь Дмитрий Павлович Романов, двоюродный брат Николая II, изгнанный из России за покушение на Распутина, более двух лет влиял на творчество великой француженки. Шанель называла его “мой принц”. Благодаря Дмитрию в коллекциях Коко появились русские мотивы, например рубашки La Rus с ручной вышивкой и пальто на соболиной подкладке. И даже флакон знаменитых духов Шанель № 5 похож на штоф русской водки.

Не только шаровары и меха

Историки моды считают, что именно русские изобрели такой элемент женского белья, как бюстгалтер. В балете “Шахерезада” впервые появляются чашечки у корсета. После того, как Сергей Павлович Дягилев показал балет “Шахерезада” в Париже, французы стали носить турецкие шаровары, юбки-брюки. Под влиянием Русских сезонов французские, а за ними и все европейские модницы и модники расхаживали в татарских сапогах и чугах, стилизованном русском кокошнике. Позже у Шанель появился аромат, который назывался “Русская кожа” — Cuir De Russie, в котором тонко сочетались запахи полевых цветов, элитного табака и кожаных перчаток.

У своей русской подруги Мизи Серт Коко Шанель взяла идею миксовать драгоценности с бижутерией. Рожденная в Санкт-Петербурге полячка Мизи (Мария) Серт после эмиграции во Францию стала самой близкой подругой Коко Шанель, доверенным лицом Сергея Дягилева и музой знаменитых художников Тулуз-Лотрека, Ренуара, Боннара и Вюйара. Модный дом Пакен, конкурент дома моды Шанель, приглашал знаменитого русского художника и сценографа Льва Бакста создавать эскизы к нарядам и головным уборам.

А знаменитый в начале столетия французский модельер Поль Пуаре после триумфа балетов Дягилева в Париже решил поехать в Россию и в 1911 году прибыл в Санкт-Петербург, где познакомился с русской кутюрье Надеждой Петровной Ламановой. И по итогам поездки он представил свою знаменитую коллекцию “1000 и вторая ночь”, где использовал оторочку мехом а-ля рус, вышивку и полотняные ткани с ручными узорами. Уже с 1920-х годов в Париже появляется примерно 20 модных домов, которые будут работать именно в русском стиле, пропагандировать его. Вскоре моду на русское переняли модные дома за океаном. В кокошниках снимались американские кинозвезды тех лет Мэри Пикфорд и Полонегри.

Русский стиль у мировых модельеров

Русская культура служила источником вдохновения для мировых модельеров весь XX век. Продолжает это делать и поныне. Вот лишь некоторые, наиболее известные коллекции, созданные под влиянием русского стиля:

Ив Сен-Лоран, коллекция Opéras-Ballets russes, 1976 год. Дизайнер представил платье-матрёшку, пальто с набивным рисунком, боярские жилеты, пёстрые платки и золотую вышивку.

Жан-Поль Готье, коллекция “Русский конструктивизм” 1986 года, вдохновленная советским конструктивизмом и эскизами одежды Варвары Степановой и Любови Поповой.

Джон Гальяно, коллекция “Побег юной принцессы Лукреции из большевистской России”, 1994 год. Модельер вдохновлялся русской литературой XIX века и образами героинь, в том числе Сони Мармеладовой и Анны Карениной. Гальяно говорил, что “любовь к русскому духу проносится через всю мою жизнь”.

Оскар де ла Рента, коллекции “Русская зима” (2002) и “Русская сказка” (2009). На создание второй коллекции повлияли русские народные промыслы: жостовские подносы, хохломская роспись и лоскутное шитьё.

Карл Лагерфельд, коллекция “Париж — Moscou”, 2008 год. В ней были представлены соболиные и каракулевые меха, кокошники, русские узоры и царская парча.

Ralph Lauren, коллекция прет-а-порте осень 2013 года. В коллекции были вещи из бархата глубоких оттенков, несколько пар брюк а-ля казак и меховые шапки-папы, а также кители в стиле военной формы XIX века.

Valentino, кутюрная коллекция весна 2015 года. Дизайнеры Мария Грация Кьюри и Пьерпаоло Пиччоли привнесли в неё русский фольклорный стиль.

Dolce & Gabbana, летняя коллекция 2016 года. В ней присутствовали цветочные узоры и другие узнаваемые национальные атрибуты России, например ободки в роли кокошников и декорированные лукошки вместо сумочек.

И конечно, весной 2022 года мир моды поразила фотосессия Дома Dior, где девушки в кружевных платьях цвета слоновой кости были сняты на фоне русских берёз.

В день закрытия очередной Московской недели моды показ Сергея Сысоева стал настоящим гимном народному стилю, представленному в современной творческой обработке. Российские и иностранные участники модной индустрии уверены, что русский стиль с его глубокой философией народности и современным прочтением традиционных образов и форм всегда будет вдохновлять модельеров во всём мире. Российские и иностранные звёздные гости Московской недели моды увезли с собой купленные на маркете изделия отечественных дизайнеров и модельеров, вдохновленные народной культурой и традициями. В эпоху глобализма и универсальности людям так хочется проявить свою индивидуальность, подчеркнуть личные качества и авторский взгляд на мир, такой прекрасный и гармоничный.

Фото с подиума предоставлено пресс-службой МНМ.