Старообрядцы, переселяющиеся на российский Дальний Восток по программе возвращения соотечественников, смогут получить гражданство РФ в упрощенном порядке. Такой указ подписал президент Владимир Путин, документ опубликован на портале правовых актов.
Чтобы подать заявление на получение гражданства, старообрядцам потребуется ходатайство от митрополита Московского и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви.
Русская православная старообрядческая церковь была учреждена на землях Австрийской империи в поселении Белая Криница в середине XIX века, когда “беглопоповцы” приняли митрополита Амвросия из Сараево.
В нынешнем веке это согласие возглавляет митрополит Корнилий (Титов). Согласие имеет в России 184 прихода, 12 епархий, 7 епископов и 1 действующий женский монастырь возле Углича – Николо-Улейменский.
По некоторым данным, членами РПСЦ в России являются до 2 млн. россиян, которые проживают в Поволжье, Центральной России, на Урале, на Русском Севере и в Сибири. Больше всего приходов насчитывается под Нижним Новгородом и во Владимирской области – 15 приходов; в Новосибирском, Омском, Тюменском регионах, Алтайском крае и республике Алтай – больше 15 приходов. Еще 12 приходов церкви расположены под Ярославлем и Костромой, в Вологодской области и под Мурманском, в Коми, а также под Иваново и под Архангельском. Но больше всего – 24 прихода находятся на Урале: под Пермью, Оренбургом, Екатеринбургом, Курганом, Челябинском и в Башкирии.
В Свердловской области издавна существует несколько наиболее ярких поселений старообрядцев разных согласий (ветвей старообрядчества — прим. ред.) С 1789 года на берегу реки Уфа утвердилась община староверов, построив деревню Пристань в 200 км. от Екатеринбурга. Её храм не закрывался даже во времена Советского Союза. Здесь находили приют и прибежище староверы со всего Урала. Сегодня в деревне живут около ста человек, все в основном пожилого возраста. Молодёжь уезжает в города, наведываясь на малую родину крестить детей и отмечать праздники.
Чуть подальше от столицы края, в 250 км на реке Сылва раскинулась деревня старообрядцев с колоритным названием Роща. На её месте когда-то было татарское село Урмы. Но с приходом многодетных переселенцев в конце XVII века новые жители постепенно вытеснили прежних и расселились по окрестным хуторам и деревням, где живут и по сей день. В старинном деревянном здании бывшей царской управы теперь работает музей старообрядцев. Экспонаты в него собирали всем миром и сегодня он хранит 1200 единиц музейного хранения.

Недалеко от города Первоуральска в устье реки Трёка и реки Чусовая на месте бывшего башкирского укрепления с 1725 года тоже живут русские старообрядцы. После строительства недалеко от деревни Трёка железорудного завода купцов Демидовых, которые с удовольствием принимали работящих и непьющих старообрядцев на работу, жителей в деревне и окрестных посёлках значительно прибавилось. Во времена расцвета деревни и работы крупного леспромхоза в 1960-70 годы здесь насчитывалось более 150 дворов. Сегодня эта удаленная от всех дорог и центров деревня скорее похожа на дачный посёлок.
Но самое известное старообрядческое место Свердловской области — посёлок Невьянск с его падающей башней и Музеем невьянской иконы. Здесь издревле проживали староверы разных согласий, но больше всех было так называемых часовенных.
По информации на 2022 год, официальной статистики по количеству старообрядцев в регионе не велось, но были приведены примерные данные: от 5 до 10 тысяч старообрядцев всех согласий на территории Свердловской области. При этом отмечается, что монорелигиозных поселений старообрядцев на Урале практически не осталось, и в большинстве сёл, где живут старообрядцы, представлены сразу два или три согласия.