Тигран Мкртычев: Для меня это был интереснейший опыт

Во время государственного визита нового президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Москву в апреле 2017 года в стенах залов частных коллекций Музея изобразительных искусств им А.С.Пушкина проходила выставка из собраний Государственного музея искусств им. И.В.Савицкого в Нукусе. Она вызвала настоящий ажиотаж не только среди любителей живописи, но и искусствоведов, историков живописи, культурологов. Ведь в далёком Каракалпакстане хранилась вторая по значимости коллекция русского авангарда. Еще в 2001 году английская The Guardian назвала музей в Нукусе “одним из прекраснейших музеев мира”, “Лувром в пустыне”. Приурочив выставку к встрече двух президентов, в Москву привезли 250 произведений, обрамив живопись национальными узбекскими костюмами и археологическими экспонатами. Путин и Мирзиёев посетили её накануне официального открытия.

Уникальный музей в столице Каракалпакстана был открыт в мае 1966 года по инициативе художника Игоря Савицкого, который был его основателем и первым директором. Музей знаменит своей коллекцией произведений неформального изобразительного искусства России ХХ века, которую часто называют «туркестанским авангардом». Специалисты считают, что она является крупнейшей за пределами России. Коллекция насчитывает около 100 000 музейных экспонатов, разделённых на три основных раздела: изобразительное искусство, декоративное народно-прикладное искусство Каракалпакстана и искусство Древнего Хорезма. По словам Тиграна Константиновича Мкртычева, который вернулся в Москву после контракта в статусе директора музея, в Нукусе он получил очень интересный опыт.

“Ведь музей хранит одну из лучших коллекций официально непризнанного изобразительного искусства России, Советского Союза, и оказаться руководителем такого музея – это очень большая ответственность, очень большая честь, — говорит экс-директор. — Я имел возможность погрузиться в неизученные пласты изобразительного искусства ХХ века и впечатлений, конечно, очень много”.

История формирования изобразительного искусства в Узбекистане, в Центральной Азии в двадцатом веке — это очень интересная тема, которая во многом связана с российским влиянием. Именно после того, как Центральная Азия стала частью Российской империи, там постепенно начался процесс формирования нового вида изобразительного искусства, которого раньше не было — прежде всего, станковой живописи.

Именно российские художники, российское культурное влияние на страны Центральной Азии на рубеже XIX -XX веков стали мощным импульсом для формирования изобразительной традиции во всем регионе. Ташкент, Самарканд, Ашхабад — это были центры, вокруг которых зародился этот художественный феномен. Дополнительный импульс развитию искусства в Центральной Азии дали большие социально-политические изменения, произошедшие в России в 1917 году. В программу новой власти входила амбициозная задача формирования нового человека, частью которой должно было стать новое искусство. Еще до революции здесь, в городах Центральной Азии, стали появляться студии, школы, возникло большое количество образовательных программ, которые воспитывали новое поколение художников.

И кроме того, у властей новой советской страны была программа распределения культурных ценностей по регионам, в число которых попали и республики Средней Азии. Каждая из них получила свою часть художественного наследия.

“Поэтому в музеях Ташкента мы можем увидеть работы В.Кандинского, О.Розановой, А. Саврасова, И. Репина. Но и потом, конечно, художников, которые связаны с Россией. Это, например, Александр Николаевич Волков, родившийся в Фергане, но учившийся в Петербурге, Москве, Киеве. И после возвращения в Ташкент он стал одним из двигателей в формировании изобразительного искусства Узбекистана”, — рассказывает Тигран Константинович.

Один из феноменов формирования изобразительного искусства Центральной Азии в 20-е годы XX века — «туркестанский авангард».

Его главная особенность заключается в том, что творцы пытались создать современный живописно-пластический язык на основе синтеза западной (модернистской) и восточной (местной) изобразительных традиций. В Музее Савицкого хранится огромное собрание авторов, по уровню дарования стоящих рядом с великими именами. Александр Волков считается «отцом узбекского авангарда». Он находился под влиянием М.Врубеля, экспериментировал с кубизмом и экспрессионизмом. В музее хранится самая большая коллекция его работ — около 100 картин, что больше, чем в любом другом музее мира.

В коллекции музея есть работы таких известных авторов, как Павел Кузнецов, Роберт Фальк, Любовь Попова, Давид Штеренберг и многих других.

Распад Советского Союза привел к тому, что художники Узбекистана утратили историческую связь с Россией и начался процесс поиска самоидентификации. И надо сказать, что, к сожалению, он был не всегда удачен. При всем при том, что на самом деле это естественное стремление найти свой художественный язык, доступный новому зрителю.

“Начались попытки найти какие-то новые направления, какие-то новые значения, — рассказывает Тигран Мкртычев. — И мне кажется, что этот процесс немножко затянулся, региональное искусство пока не стало органичной частью общемировых тенденций. Это сложная история. Она зависит от очень многих причин, но при этом я хочу сказать, что талантливые люди в Узбекистане, как были, так и есть, что видно во время выставок”.

По мнению Тиграна Мкртычева, с одной стороны, важно не превращать изобразительное искусство в этнографический продукт, в котором будут выступать как некие штампы гранат, тюбетейка, плов, халат. А с другой, не стоит увлекаться остро социальными темами, которые на фоне глобалистских тенденций быстро уходят из общественного внимания вместе с именами художников.

Сегодня музей в Нукусе по праву является главной художественной жемчужиной не только Узбекистана, но и всей Центральной Азии. К сожалению, планов по организации очередной выездной выставки в Москве у властей Узбекистана пока нет, что крайне огорчает ценителей искусства России. Ведь вклад русских, советских художников в создание коллекции признаётся решающим.