Сразу в двух странах на границе с Россией активизировались репрессии на православные церкви

В Эстонии власти объявили монахинь Пюхтицкого Успенского монастыря “агентами гибридной войны России” и стараются окончательно разорвать канонические отношения Эстонской Христианской Православной Церкви с Московским Патриархатом.

При этом эстонские власти всё же внесли существенные поправки в законопроект о деятельности ЭХПЦ. Документ претерпел значительные изменения перед принятием после критики со стороны президента страны Алара Кариса, который указал на существенные противоречия закона с конституцией страны. После смягчения формулировок одна из них звучит так: “недопустимо, чтобы объединение было экономически связано с религиозным центром, представляющим нацугрозу”. Под национальной угрозой власти подразумевают как саму Россию, так и РПЦ, которую в прошлом году парламентёры предложили признать террористической организацией. А с сентября 2024 года власти активно требуют от предстоятелей тогда еще ЭПЦ встать под юрисдикцию Константинопольского патриархата.

Ранее в ходе 58-й сессии Совета по правам человека ООН (февраль—апрель 2025-го) с докладом о нарушении религиозных свобод и дискриминации православных верующих выступил епископ Тартусский Даниил (Леписк). Закрытие Эстонской православной церкви нарушает религиозные права более 100 тысяч её русскоязычных прихожан.

В это же время в Армении премьер-министр Никол Пашинян обрушился на Армянскую апостольскую церковь. Сегодня Пашинян заявил, что правоохранительные органы предотвратили захват власти в Армении. В среду, 25 июня, силовики обыскали дом лидера оппозиционного движения «Священная борьба» архиепископа Баграта Галстаняна. Он и его сторонники обвиняются в подготовке терактов с целью захвата власти.

В 2024 году в Тавушской области Армении было сформировано оппозиционное движение “Тавуш во имя родины” (ныне “Священная борьба”), которое возглавил архиепископ Баграт (Вазген Галстанян), управляющий Тавушской епархией Армянской апостольской церкви. 22 мая 2024 года Никол Пашинян заявил, что церковь не должна вмешиваться в дела государства и что он не даст свергнуть демократически избранную власть. Премьер-министр обвинил Армянскую апостольскую церковь в том, что она “с исторических времен” является “агентом влияния”, и пообещал “решить этот вопрос за два-три месяца”.

Противостояние между Пашиняном и Армянской апостольской церковью началось после Второй карабахской войны в 2020 году. Тогда первоиерарх ААЦ Гарегин II призвал Пашиняна уйти в отставку. Премьер ответил обвинениями в коррупции и заявил, что церковь “всегда была рядом с бывшими элитами”. С годами конфликт только нарастал. Церковь критиковала реформы Пашиняна, особенно в сфере нравственности и образования. Власти в ответ обвиняли ААЦ в политической активности, связях с олигархами и нарушениях церковных обетов.

На фоне конфликтных событий спикер парламента Армении Ален Симонян предложил облагать церковь налогами, а секретарь фракции правящей партии «Гражданский договор» Артур Ованнисян заявил, что власти Армении могут изымать церковную собственность для «различных нужд государства» и призвал Армянскую апостольскую церковь к сотрудничеству и «выходу из тени».

По данным на 2024 год, в ходе опроса, проведённого в Армении, 79% респондентов идентифицировали себя как принадлежащие к Армянской апостольской церкви (ААЦ). При этом, по оценкам самой ААЦ, епархии и приходы церкви, рассеянные по пяти континентам мира, объединяют около 9 млн верующих.