Курс “Основы российской государственности” необходимо преподавать нашим соотечественникам, живущим за рубежом, включив в него страновой компонент. Так считает политолог, преподаватель ОРГ в Финансовом университете при Правительстве РФ, в недавнем прошлом высокопоставленный сотрудник МИДа Приднестровской республики Вера Табак.

Одной из важнейших задач организаций российских соотечественников за рубежом всегда являлось патриотическое воспитание и сохранение связи с исторической родиной — Россией. Одним из образовательных инструментов, имеющихся в распоряжении как педагогов в России, так и наставников за рубежом, может стать введённый недавно в систему высшего образования курс “Основы российской государственности”. Курс разработан по поручению президента России Владимира Путина, которое было дано в декабре 2022 года на Государственном совете РФ, посвящённом молодёжной политике. Уже с 1 сентября 2023 года он был введён в учебные программы российских вузов.
Цель курса — сформировать у студентов ответственный подход к сбережению отечества, народа и государства. В основу курса положен принцип междисциплинарности: в нём соединены элементы философии, политологии, социологии, истории, юриспруденции, экономики, культурологии и психологии. Одна из задач курса — рассмотрение развития страны в исторической ретроспективе. В нём говорится не только о том, чем является Россия сегодня, но и чем она была в разные этапы своего развития.
Однако изучение основ российской государственности невозможно без понимания единства Русского мира вне зависимости от государственных границ. Ведь за пределами страны сегодня проживает (по разным оценкам) от 25 до 30 млн выходцев из России. И знание об истории русского зарубежья является органичной частью истории народа в целом. Русская диаспора складывалась веками, однако самым массовым исходом безусловно стала эмиграция после 1917 года. Один из историков белой эмиграции Пётр Ковалевский, отмечал: “В мировой истории нет подобного по своему объёму, численности и культурному значению явления, которое могло бы сравниться с русским зарубежьем. Русское рассеянье превзошло все бывшее до него и по числу, и по культурному значению, так как оно оказалось центром и движущей силой того явления, которое обычно называют русским зарубежьем, но которое следовало бы назвать “Зарубежной Россией”.
“Идея ввести в курс отдельные модули истории русского зарубежья является, на мой взгляд, очень своевременной, перспективной и правильной, — считает Вера Табак. — Если мы не введём эти элементы, сам курс может и не состояться, если смотреть на его цели”.
Но кроме русского, в страну-цивилизацию входят и другие народы, объединённые общим прошлым. Ведь Большая Россия — это в том числе и народы, оставшиеся за пределами страны после развала СССР. Народы, которые считают себя частью Русского мира, и мы должны о них говорить, мы должны о них помнить, уверена политолог.

Но в общую программу необходимо ввести страновой компонент для конкретной целевой аудитории соотечественников, чтобы они понимали свою роль и место в огромной палитре страны-цивилизации. Модули по истории русского зарубежья могли бы быть представлены в таких разделах курса, как “Россия — страна-цивилизация”, “Мировоззрение российской цивилизации”. И даже вводный курс по экономическим и территориальным факторам развития страны тоже можно рассматривать шире: не в пределах страны в границах современной России, а в исторической динамике. Так как сам курс продолжает развиваться, наполняться новыми методиками и содержанием, Вера Табак считает, что в него нужно вносить больше прикладных исследовательских элементов для более глубокой проработки и изучения студентами или молодыми соотечественниками за рубежом. В своём поиске ответов на вопросы молодёжь стремится быть не пассивным слушателем, внимающим авторитету преподавателя или наставника. Она хочет быть активным участником формирования собственного мировоззрения.
“Если предложить им интеллектуальное путешествие по России, без давления или нажима, всё становится интересным и обоснованным”, — утверждает преподаватель.
Вера Табак считает целесообразным представить идею новых модулей программы ОРГ в профильный методический центр для широкого обсуждения среди его преподавателей.