На очередном лектории Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) эксперты обсуждали вопросы исторического подхода и субъектности стран постсоветского пространства. В том числе была затронута тема наших соотечественников, оставшихся за пределами Российской Федерации после распада Советского Союза.
По мнению модератора дискуссии Федора Лукьянова, председателя президиума СВОП, Россия вступила в новую фазу самоопределения, поиска того, где пролегают её настоящие границы. Это, конечно, выводит на вопрос о русских, живущих вне России. Что такое «русский мир» для нас и что именно Россия может сделать для его поддержания? Своё мнение по этому поводу высказал спикер встречи Николай Силаев, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института международных исследований (ИМИ) МГИМО МИД России.
«Главная задача «русского мира» заключалась в сохранении культурного и духовного единства без подрыва территориальной целостности соседних государств, — считает Николай Силаев. — Однако со временем на первоначальную идею «русского мира» навесили много дополнительной нагрузки, — высказал своё мнение политик. — Обратили внимание на наших друзей, которые говорят по-русски, но не являются русскими, и стали рассматривать «русский мир» расширительно, в том числе как евразийскую идею. В итоге, с одной стороны, в «русском мире» под вопросом оказалась собственно русскость, с другой стороны, те, кто не желал сохранения духовного единства русских в России и за рубежом, быстро перетолковали идею, объявив ее именно ирредентистской.
«Удастся ли когда-либо возродить «русский мир» в его первоначальном замысле – это большой вопрос. Мне не совсем понятно, как говорить с постсоветскими странами, которые форсируют национальное строительство по принципу «одна страна – один язык – один народ», по поводу русских, проживающих на их территории. Наверное, нам ничего не остаётся, кроме возвращения, репатриации русских в Россию«, — уверен эксперт.
Татьяна Котюкова, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, высказала сомнение в том, что Россия может и дальше нести бремя империи для постсоветских стран, являться опорой советских смыслов и нарративов в области национального строительства и общесоветской субъектности. Как репатриантка 2003 года из Узбекистана, Татьяна Викторовна самостоятельно прошла весь сложный путь переезда в Россию, «которая ей не обрадовалась».
«Мы сюда ехали с котомками, по шпалам, как могли. Государство не создавало для нас никаких условий…И я могу с уверенностью утверждать, что будущего, если мы не забираем людей оттуда, нет», — говорит Татьяна Котюкова.
Список коренных народов России, который так и не создан ФАДН, мог бы существенно упростить вопросы репатриации и переселения. Но, к сожалению, о самой его необходимости сейчас идут споры между учеными и чиновниками. Так же само понятие «соотечественник» требует нового подхода и аксиологического обновления.
Ознакомиться с записью беседы в рамках лектория СВОП можно по ссылке.
Фото первью
