Руководитель НКО «Креативная дипломатия» Наталья Бурлинова рассказала журналисту Алексею Пилько о том, почему хочет отстоять своё честное имя и побороться с ФБР.
Интервью с Натальей Бурлиновой, руководителем неправительственной организации «Креативная дипломатия», кандидатом политических наук, доцентом МГУ и РГГУ. В июле 2022 года правительство США включило «Креативную дипломатию» и лично Наталью Бурлинову в санкционный список российских организаций, а в марте 2023 года ФБР объявило ее в розыск за «продвижение российских нарративов» и нарушение законодательства США об иностранных агентах.
ВОПРОС: Наталья, Ваша организация занималась тем, что называется «мягкой силой», и в какой-то степени Вы пострадали и попали под расследование ФБР из-за того, что были представителем так называемой российской soft power. А что вообще собой представляет «мягкая сила», откуда эта терминология вообще появилась, чем она отличается от «жесткой силы». Что это за такой инструмент работы?
НАТАЛЬЯ БУРЛИНОВА: «Мягкая сила» – это концепция, которую придумал американский политолог Джозеф Най в девяностые годы прошлого века, и она стала очень популярной. Ее на вооружение взяла администрация Билла Клинтона, и далее с определенными изменениями этой концепцией пользовались все последующие администрации США. «Мягкая сила» подразумевает способность добиваться внешнеполитических результатов через создание привлекательного образа страны. Помогает концепции «мягкой силы» система публичной дипломатии. Публичная дипломатия появилась гораздо раньше «мягкой силы».
ВОПРОС: Джозеф Най, скорее, формально описал это явление. Ну вот тот же Коминтерн, разве нельзя его считать инструментом «мягкой силы», даже деятельность Агентства печати «Новости» в советское время подходит под эту категорию, а также многие американские институты. Можно сказать, что Джозеф Най не придумал понятие «мягкая сила», а «мягкая сила» существует очень давно, не одно десятилетие.
НАТАЛЬЯ БУРЛИНОВА: Заслуга Ная, которому с недавних пор запрещен въезд в Россию, состояла в том, что он сумел придумать и научно описать очень хороший термин, который полюбили все: «мягкая сила». А на самом деле всё, о чем Вы говорили сейчас, имеет отношение именно к публичной дипломатии. Публичная дипломатия – это работа с зарубежной аудиторией в политических целях по разным направлениям. Вы упомянули Коминтерн, можно упомянуть еще различные советские общества дружбы с другими странами (ССОД), Агентство печати «Новости», пропаганду советской культуры – те направления работы Советского Союза, которые он осуществлял, приобретая друзей в разных регионах.
ВОПРОС: Ну и у США был соответствующий инструментарий, с которым они работали. В общем-то и информационный инструментарий, то же «Радио Свободная Европа», «Радио Свобода». Пропаганда и публичная дипломатия – это какие-то смешанные понятия? То есть проецирование идеологического влияния и публичная дипломатия – это похожие, или разные вещи?
НАТАЛЬЯ БУРЛИНОВА: Скорее, разные. Когда открываешь учебник, где написано про публичную дипломатию, всегда речь идет о том, как отличить публичную дипломатию от пропаганды. Пропаганда – это все-таки больше медийные технологии для манипулирования общественным сознанием. А публичная дипломатия – это очень системная работа, которая позволяет выстраивать долгосрочные проекты и не столько манипулировать сознанием, сколько приобретать друзей, убеждая в правильности твоей позиции, или завоевывать симпатии. Вот так работают американцы.
Читать полный текст интервью