Русский язык сохраняет устойчивое положение среди наиболее распространённых языков в мире. Это подтверждает ежегодный Индекс глобальной конкурентоспособности языков, разработанный Институтом Пушкина. Также эксперты отмечают серьёзный потенциал продвижения русского языка в странах Латинской Америки, Африки, Азии и Ближнего Востока.
Об этом сообщает и.о. ректора Государственного Института русского языка им. А.С.Пушкина Никита Гусев. В этом году эксперты института сравнили русский язык с 11-ю языками мира на основе пяти ключевых параметров. Это: распространённость языков мира, языки по количеству международных организаций, в которых они являются официальными или рабочими, языки по числу публикаций в международных научных базах данных, языки по количеству периодических изданий, языки в цифровой среде.
По первому параметру русский язык занимает седьмое место. По словам и.о. ректора Института Пушкина, здесь учитывался ареал распространения языков по количеству стран, в которых они используются. По статусу использования в международных организациях русский язык занимает 4-ю позицию, уступая английскому, французскому и испанскому. По количеству научных публикаций русский язык на пятом месте в мире, и эксперты отмечают тенденцию к росту русскоязычных научных публикаций. По количеству периодических изданий русский язык занимает 7-е место. Также эксперты отмечают, что русский язык превосходно адаптировался к условиям цифровой эпохи и является одним из самых востребованных языков для создания цифрового контента, занимая в рейтинге 6-ю позицию.
Эксперты считают важным не только фиксировать степень распространённости языка, но и понимать, какие именно ценности через него транслируются. О необходимости этого понимания говорил директор по работе с органами власти образовательного кластера VK Павел Шклютов. По его словам, важно, какие конкретно ценности транслируются через языки, поскольку перевести на русский можно всё что угодно. То же самое и с искусственным интеллектом. Важно не только то, что ИИ говорит на русском языке, но и какие смыслы он транслирует, чтобы не было, например, разночтений в том, кто выиграл Вторую мировую войну, как это встречается в чат-ботах сегодня.