Школьники России и Киргизии должны напрямую общаться между собой

В Киргизии широко отмечают 100-летие Национального исторического музея. Это стало поводом активного обсуждения в обществе роли истории и сохранения исторической правды для будущих поколений. Мы спросили Светлану Лаптеву и Нурсулу Ахметову, представлявших Киргизию на прошедшей в Москве Всемирной общественной ассамблее, что для них остаётся самым важным в вопросах исторического просвещения.

Светлана Лаптева – известный в Киргизии журналист и общественный деятель, руководитель поискового движения «Наша Победа – Биздин Жениш». Нурсулу Ахметова – эксперт-аналитик, в прошлом – заведующая отделом экономического развития Кыргызской Республики при аппарате президента страны; она руководила созданием Стратегии развития Кыргызской Республики до 2040 года.

Обе участницы беседы, каждая по-своему, говорили о приоритетах сохранения не только исторической правды, но и культуры чтения, через которую дети и молодёжь познают прошлое и знакомятся с шедеврами мировой литературы. Об этом в том числе шла речь и на различных мероприятиях, приуроченных к юбилею Национального исторического музея, например, на прошедшей в Бишкеке IV Международной конференции «Институты памяти, книга и чтение в информационном обществе». В мероприятии приняли участие более 200 человек из стран СНГ – руководители музеев, учёные, писатели, представители вузов, библиотек и общественных организаций. В рамках конференции была открыта выставка «Лев Толстой и Чингиз Айтматов: разговор через столетия», которая продлится до февраля следующего года. Проводя различные параллели между выдающимися событиями или именами двух народов, русского и киргизского, можно не только укрепить взаимную связь, но и лучше понять друг друга, уверены эксперты.

По мнению Нурсулы Ахметовой, историческое просвещение необходимо начинать со школьных учебников истории. Сегодня киргизский народ находится в процессе самоопределения и сбора исторической информации о своём происхождении и развитии. Киргизия обращается к древним архивным источникам, хранящимся в Китае, России, арабских странах. И в этой работе, по её мнению, большим подспорьем могли бы стать тесные связи с Русским географическим обществом и российскими архивами, где хранятся многие старинные документы, карты и свидетельства о киргизах и их племенах.

Проблема кочевых народов в том, что не всегда удавалось сохранять письменные исторические данные о самих себе. Поэтому учёные обращаются и к устной традиции. Так, в старинном эпосе «Манас», передававшемся таким образом от дедов к внукам, хранятся уникальные свидетельства истории, быта и культуры киргизов.

«Мы сегодня все расходимся, потому что 30 лет каждый занимался собой. Поиск своих древних корней должен быть основан на объективных данных, что позволит быть более аргументированными, без лишней политизации вопроса, –уверена Нурсулу Ахметова. – Например, сегодня период Чингисхана мы рассматриваем через призму историю России. Но это же можно чуточку расширить, дать больше информации. И мы увидим, что сопряжение наших народов происходило не в последние 200 лет, а гораздо раньше. Может быть, тогда мы станем крепче и сплочённее».

Стратегия в области исторического просвещения должна идти с учётом долгосрочного комплексного целеполагания. Она не может вестись с точки зрения сиюминутных конъюнктурных решений, уверена эксперт. Всегда важно смотреть на десятилетия вперёд.

И здесь усилия самого общества, неравнодушных людей помогают сохранять недавнюю историю, восстанавливать её утерянные страницы. Как это делает поисковое движение «Наша Победа – Биздин Жениш». Потому что есть силы, которые пытаются переписать историю, стереть историческую память, особенно подвиг наших отцов и дедов в Великой Отечественной войне. В такой благородной миссии волонтёрам и жителям Киргизии, которые ищут своих павших родственников, помогают открытые архивы Министерства обороны РФ и другие базы данных. Такие, как портал «ОБД Мемориал» – обобщённый банк данных о защитниках Отечества, погибших, умерших и пропавших без вести во время Великой Отечественной войны и послевоенный период. В настоящее время ОБД «Мемориал» содержит почти 17 млн цифровых копий документов и 20 млн именных записей о бойцах Красной армии, сражавшихся и погибших на полях Великой Отечественной войны. Обнародованы первичные места захоронений более чем 5 млн солдат и офицеров.

Киргизская журналистка Светлана Лаптева почти два десятка лет занимается помощью в поиске погибших и пропавших без вести соотечественников. Светлана рассказывает, что зачастую не успевала выполнять свою прямую работу из-за вала обращений за помощью. И чтобы научить людей самим пользоваться сайтами и архивными базами, она написала книгу-методичку, где пошагово объяснила, где и как искать информацию о своих родных.

«Помню, нам удалось найти могилу одного без вести пропавшего солдата из Новопавловки, что под Бишкеком, а потом выяснилось, что почти половина села вместе ушла на фронт, из односельчан был сформирован чуть ли не целый батальон. К сожалению, почти все они погибли в первом же бою под Смоленском… Со временем я пришла к выводу, что искать пропавших нужно всех вместе, по месту призыва, – рассказывает Светлана. – Сначала был отряд в селе Ленинское Чуйской области Кыргызстана, который дополнил 24 именами своих погибших односельчан поселковый памятник. Потом пошли в другие сёла, тоже нашли много имён погибших воинов. И так потихоньку и пошло».

В рамках проводимой многолетней акции «Герои, совершившие подвиг самопожертвования» поисковикам удалось установить имя киргизского героя, закрывшего своим телом амбразуру фашистов в боях под Великим Новгородом. Это был пулемётчик, гвардии рядовой Акметша Тюменбаев. Он совершил свой подвиг одновременно со своим русским сослуживцем Пилипенко, дав возможность товарищам провести успешную атаку. Сегодня в родном селе героя Чок-Тале стоит памятник, а сельская школа носит его имя.

Лаптевой удалось организовать поездку школьников из Чок-Тале в Новгородскую область, привезти фотографию героя. С их приездом местные дети заново открывали для себя факты участия кыргызстанцев в боях с фашистами. Они мало или почти ничего об этом не знали.

«За эти 35 лет мы очень отдалились друг от друга. Чтобы восстановить нити общей памяти, во время пандемии мы стали соединять школы из мест, где родился наш герой, и где он погиб или был ранен. И дети стали общаться между собой онлайн. Например, 24 школа Бишкека, где формировалась 40-я отдельная стрелковая бригада, освобождавшая подмосковный Волоколамск, и дети из школы Волоколамска, в которой велась на тот момент поисковая работа. Важно, чтобы сами дети с одной и другой стороны вели исследования», – уверена Светлана.

Такими встречами восстанавливается живая историческая память у современных детей, для которых война – это что-то нереальное, очень далёкое и не имеющее отношения лично к ним.

«Наши дети не понимают, почему бойцы Панфиловской дивизии, сформированной в Киргизии и Казахстане, защищали Москву. Ведь теперь это разные страны, и в другой реальности дети не жили и не знают её», – с печалью говорит Светлана Лаптева.

В свою очередь российские школьники удивляются тому, что в современной Киргизии остаётся много братских могил советских солдат времён Великой отечественной войны. Они заново узнают о том, что в республике было размещено много госпиталей, и умерших бойцов хоронили недалеко от них. К большому сожалению, в киргизских учебниках истории периоду Второй мировой войны уделено всего два урока: один урок про экономику войны, второй – про всю остальную историю военного периода. За один урок невозможно рассказать даже малой толики о тех годах и о подвигах многонационального советского народа, в числе которого был и киргизский народ. И в российских учебниках мало информации о вкладе советских республик в победу над нацистской Германией. Поэтому совместная поисковая работа школьников разных стран помогает полнее восстановить картину огненных лет.

Сегодня Россия развивает побратимские связи между своими городами и городами в других странах. Но не менее важно важно установить такие связи между школьниками стран постсоветского пространства, считает Светлана Лаптева. Тогда ребята делились бы друг с другом своими исследованиями о тех героях, именем которых названы их школы. Или тех, кто геройски погиб рядом с их населённым пунктом, связавших с соотечественниками героя в его стране. Более того, совместные мероприятия, посвященные памяти о Второй мировой и Великой Отечественной войне, стоит проводить и среди представителей диаспор постсоветских стран за рубежом, чтобы люди, оторванные от родины, не теряли память о героическом совместном прошлом.

Источник: Русский мир