Оставит ли Узбекистан своё советское прошлое частью культурного наследия

7 июля в Ташкенте и Самарканде завершилась Международная неделя культурного наследия «Культурное наследие Узбекистана — основа нового Ренессанса». В её мероприятиях приняли участие эксперты и гости из более чем 60-ти стран мира. Но художественные и музейные выставки продолжат работать еще несколько месяцев.

В Национальной художественной галерее открылась экспозиция «Туркестанский авангард: сквозь пространство и время», посвященная работам художников-авангардистов из коллекции Государственного музея искусств имени Савицкого в Нукусе.

«Мы привезли на выставку более 80 полотен 14 авторов. Среди них – полотна ведущих мастеров этого направления — Урала Тансыкбаева, Александра Волкова, Зинаиды Ковалевской, Николая Карахана и многих других. Думаю, что эта выставка в очередной раз покажет широту и разнообразие культурного наследия Узбекистана», — рассказал директор музея искусств Тигран Мкртычев.

В преддверии подготовки и проведения Недели, Алла Шеляпина, главный редактор сайта «Везде наши», дала интервью сайту Информационно-аналитического центра МГУ им. Ломоносова о культурном наследии советского Узбекистана. Предлагаем фрагмент этого интервью:

Узбекистан породил удивительный феномен, которого нигде больше вы не увидите. Это как русский конструктивизм — наш подарок человечеству, рождённый революцией 1917 года. Весь предметный и архитектурный дизайн, который вы видите вокруг, являет собой именно этот стиль. Таким же по масштабу — я убеждена в этом — является русский авангард Туркестана, созданный русскими и узбекскими художниками в период 30-50х годов XX века и собранный удивительным мастером и подвижником Игорем Савицким. Его коллекция хранится в Государственном музее искусств им. Савицкого в Нукусе, столице Каракалпакии в Узбекистане. Если сказать, что это шедевральные работы, это значит ничего не сказать. Такого собрания (по уровню работ и их количеству) нет больше нигде в мире, кроме, пожалуй, собрания авангарда в Русском музее Санкт-Петербурга. Но о нём лучше всего спросить директора музея Тиграна Константиновича Мкртычева. Он несколько лет как встал во главе музея, до этого много лет работал в Музее Востока Москвы, директором Музея Николая Рериха.

К сожалению, в Москве выставка работ из собрания музея была организована лишь раз, кратковременно, и приурочена к официальному визиту президента Шавката Мирзиёева в 2018 году. Если бы филиалы музея открылись в двух наших столицах — Москве и Санкт-Петербурге — его шедевры могли бы увидеть миллионы людей. Ведь в Нукус могут доехать совсем немногие. Мне даже удалось задать вопрос об этом специальному представителю президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству, послу по особым поручениям Михаилу Швыдкому. У меня сохранился его дипломатичный комментарий о том, что Узбекистан не готов открывать филиалы своего музея в России, боясь невозврата работ в страну. Я считаю, что это излишние опасения, ведь мы никогда не аннексировали чужое искусство без повода. А они ведь нам его не дадут, не так ли?

Полное интервью можно прочитать на сайте ИАЦ МГУ им. Ломоносова.

О поэтическом наследии советского Узбекистана и о том, как его вычеркивают из современных культурных традиций, читайте также материал Аллы Шеляпиной «Русское наследие Узбекистана«.