Первую годовщину музея-квартиры Майи Плисецкой отметят в Москве

28 июля 2023 года музею-квартире Майи Плисецкой в Москве исполнится год. Со дня основания его возглавляет кандидат искусствоведения, в прошлом балерина, лично знакомая с Майей Михайловной, Оксана Карнович.

В феврале 2022 года Родион Константинович Щедрин передал квартиру Государственному Центральному Театральному музею имени А.А. Бахрушина. Для посетителей Музей-квартира Майи Михайловны Плисецкой была открыта 28 июля 2022 года. Так что скоро Бахрушинский музей будет отмечать свой юбилей – год открытия «Музея-квартиры Майи Плисецкой». Родион Щедрин, в силу возраста, сам не смог приехать на открытие. Однако сотрудники музея надеются, что в дни празднования 100-летнего юбилея великой русской балерины в 2025 году её главный майяман, как называет себя Родион Константинович, непременно посетит их.

В экскурсионной программе музея Оксана Карнович обязательно рассказывает о визитной карточке Плисецкой — балете “Кармен Сюита”.

— Этот балет — один из двух самых знаковых спектаклей в творческой жизни балерины. Сейчас совершенно не мыслим ни репертуар Большого театра, ни само творчество великой Майи Плисецкой без яркого образа Кармен. Хотя конечно не она первой воплотила образ Кармен в балете. Роман Пети поставил его для своей супруги Зизи Жанмер еще в 1949 году.
По воспоминаниям самой Майи Михайловны, она всю жизнь мечтала сыграть Кармен. Когда они плыли с семьёй в ссылку на Шпицберген, у капитана играла единственная пластинка, и ею была одна из арий великой оперы Жоржа Бизе “Кармен”.
Наверное, в сознании каждого образ Кармен плотно ассоциируется с музыкой Бизе. Может быть именно поэтому в просьбе Плисецкой написать музыку к своему либретто ей отказали Шостакович и Хачатурян. Тогда на помощь супруге пришёл муж — Родион Щедрин.


Как кубинский хореограф появился в жизни Майи Михайловны?
— В Москве проходили гастроли труппы Современного балета Кубы во главе с хореографом Альберто Алонсо. Свою труппу Альберто создал впику своей авторитарной сестре Алисии Алонсо, руководившей Национальным балетом Кубы. В новом коллективе Алонсо хотел воплощать свои представления о современной балетной хореографии. Работавший тогда на Кубе родной брат балерины Азарий Михайлович Плисецкий, помогавший создавать кубинский балет, написал матери, чтобы Майя обязательно посмотрела постановку Альберто Алонсо. После спектакля восхищенная Майя влетела в гримерку Альберто и с ходу выпалила опешевшему от неожиданности маэстро: “Не хотите поставить для меня Кармен?” “Конечно, да, мечтаю об этом”, — ответил хореограф.
Спектакль создавался в кратчайшие сроки. Родион Щедрин написал музыку всего за 20 дней, что немыслимо для такого формата! Советскую визу Альберту Алонсо дали сначала всего на месяц, потом её с трудом удалось продлить еще на два месяца. Декорации и костюмы к спектаклю сделал двоюродный брат Майи знаменитый театральный художник Борис Мессерер. Они обсуждали идеи балета в этой квартире вместе с Алонсо. Премьера «Кармен Сюиты» состоялась 20 ноября 1967 года в Большом театре.


Получается, что Кармен Сюита — практически семейная постановка Плисецкие — Щедрин — Мессерер! С лёгкой руки Азария Плисецкого родился шедевр мирового балетного искусства.
— Да, это удивительно талантливая семья! Азарий Плисецкий до сих пор работает педагогом в Школе Мориса Бежара в Лозанне, а его ученики танцуют по всему миру. Михаил Мессерер возглавляет Михайловский театр в Санкт-Петербурге, на сцене которого также стажируются и танцуют артисты балета со всего мира. Так же, как и ученики Суламифь Михайловны Мессерер, их тёти, которая стояла у истоков создания японского балета и многие годы преподавала в Английском Королевском балете. И если сегодня Европа заявляет об отмене русской культуры, ей придётся отменить весь свой балет! Например, у истоков английского национального балета стояли русские педагоги, о чем англичане стараются благополучно забыть. Конечно всё началось еще с Императорского Мариинского театра. Туда приезжал Михаил Фокин, основоположник классического балета 20 столетия. В 1911 году на гастроли в Лондон приехала знаменитая труппа Сергея Дягилева и покорила чопорную английскую публику навсегда. Там работала Анна Павлова, ставшая любимейшей балериной Англии. И почему бы тогда им не снять статуэтку Анны Павловой с купола театра «Виктория Палас», водружённой туда еще в 1913 году? С европейским балетом связаны имена Тамары Карсавиной, ставшей педагогом Марго Фонтейн. Вера Волкова училась у Агриппины Вагановой и мамы Галины Улановой Марии Федоровны Романовой. Если мы говорим о французском балете, то русские педагоги и балетмейстеры работали во Франции весь 20 век. Достаточно назвать имя Ван Хлюстин — Ивана Николаевича Хлюстина, выпускника Московского императорского театрального училища, с 1903 года открывшего свою балетную школу в Париже. Серж Лифарь, руководивший Парижской оперой с 1931 года по конец пятидесятых, Рудольф Нуреев и многие другие.
После смерти Дягилева в 1929 году танцовщики его труппы остались и в Англии, и во Франции, и в Вене, по всему миру. Передали свою балетную школу в Южной Америке, Австралии, США и других странах. А как можно отменить балеты Чайковского? Русская культура оплодотворила всю мировую культуру.

Сколько новых имен открыла Майя Плисецкая?
— В середине 90-х годов в Санкт-Петербурге — при поддержке мэра Анатолия Собчака — и в Москве проводился конкурс “Маяй”. Его победителями становились очень талантливые и вскоре популярные звёзды балета. Среди них артист парижской оперы Бенджамин Пеш, балерина Киевской оперы Филипьева, наши Илья Кузнецов, Ольга Павлова… да много имён можно назвать. Кстати, Ратманскому как балетмейстеру дорогу открыла тоже Майя Михайловна Плисецкая. Она вообще была очень щедрым человеком — и на душевную теплоту, и на подарки, и на внимание к чужому таланту.

Аксиома “Русский балет — самый лучший в мире” уже более ста лет не требует никаких доказательств. А одной из самых ярких его звёзд по праву считается Майя Плисецкая, столетие которой весь мир готовится отмечать в 2025 году.