СВОЯСИ — современные творческие образы русской традиции

В Государственном историческом музее на Красной площади проходит удивительная художественная выставка, посвященная истории различных видов ремесел и ремесленных технологий. С их использованием современные художники представляют традиционные образы России.

Одной из первых посетители выставки “СВОЯСИ. Путь русского современного искусства” видят творческий микс художественной картины и инсталляции с использованием керамических работ “Русский чернозём”.

У русской земли есть как материальная, так и духовная ценность. Русские черноземы в своё время выиграли большое количество медалей на Всемирных промышленных выставках конца XIX начала XX веков.

В качестве образа плодородия земли авторы использовали хвощ — весенний росток будущего летнего многотравья. Некоторые керамические работы на выставке сделаны методом сложного обжига на живом огне в дровяной печи мастера Петра Кузьмича Ваулина, работавшего с художником Михаилом Врубелем. Собирая технологическую карту обжига буквально по крупицам, колеся за ней по России и Финляндии, химик-технолог Петр Кузьмич воссоздал старинное русское мастерство.

В 1890 году Петра Ваулина приглашают возглавить мастерскую Костромского Технического училища. В этом же году под меценатством Саввы Мамонтова в его же подмосковном имении Абрамцево появляются экспериментальные художественные мастерские с одноимённым названием. Пётр Ваулин назначается их руководителем. Это своеобразное объединение русских художников, охваченных страстью к искусству керамики. В Абрамцево рождаются шедевры при участии Михаила Врубеля, Валентина Серова, Ильи Репина, Константина Коровина, Виктора Васнецова и других талантливых художников. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже большой фурор произвела майолика Петра Ваулина. Его керамику назвали «музыкой в пластике и цвете» и присудили ей высшую награду. Сегодня русские художники продолжают традиции Петра Ваулина, используя в керамических работах его технику.

Рядом с инсталляцией «Русский чернозем» художница Саша Малышева предложила послушать дыхание русских берёз в сочетании со звоном церковных колоколов. Используя современные датчики, автор позволяет нам в буквальном смысле услышать природу и еще раз вспомнить о том, что наши предки относились к ней как к живому существу. Экологичность использованных русскими мастерами материалов — дерева, глины, земли, льна, шерсти, природных камней и растений — напоминает посетителям о ценности окружающей нас природы, необходимости беречь и сохранять её для наших детей и внуков. Многие авторы выставки, а их более 200, используют в своём творчестве как народные, так и церковные мотивы. Храм для них — вместилище духовной пищи, смыслов и ценностей, объединяющих всех православных людей в мире. Они говорят на одном языке Любви, Милосердия и Молитвы. Однако русское православие основано на крепких корнях народных языческих верований и вплетено одно в другое незримыми нитями не только традиций, но и мастерством рукоделия. Поэтому рядом можно увидеть ангелов и языческую женскую богиню Макошь. Они одинаково строго охраняют русскую избу, русский дом и его обитателей от злых чар, бесовщины и напастей.

В Оргкомитет выставки было подано более 800 работ от 250 авторов. И перед кураторами стояла очень трудная задача выбрать наиболее достойные из них. Посетители видят лучшее из предложенного, и эта возможность продлится до 4 августа 2025 года.