В России отметят дату запуска официальной религиозной терпимости в стране

Институт гражданской идентичности Российского государственного университета им. Косыгина издал учебное пособие проекта «100 дат российской идентичности».

Проект «100 дат российской идентичности» направлен на укрепление гражданского самосознания, популяризацию исторического и культурного наследия народов Российской Федерации, развитие патриотизма, лидерства, гражданской солидарности и традиционных ценностей путем участия в образовательных, просветительских и культурно-массовых мероприятиях.

Календарь проекта «100 дат российской идентичности» – это перечень ключевых исторических и памятных дат России, определяющих ключевые вехи развития государства и раскрывающих историческую основу общероссийской гражданской идентичности. Тематически календарь проекта сгруппирован в 10 блоков, посвященных различным аспектам исторического прошлого России.

Ближайшая дата календаря — 30 апреля. В этот день 1905 года был опубликован указ императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». Указ вводил ряд «мер к устранению стеснений в области религии».

«В постоянном, по заветам Предков, общении со Святою Православною Церковью неизменно почерпая для Себя отраду и обновление сил душевных, Мы всегда имели сердечное стремление обеспечить и каждому из Наших подданных свободу верования и молитв по велениям его совести». 

Указ «Об укреплении начал веротерпимости» отменял запрет на выход из православия и иные гонения за веру. Всем лицам, причисленным к официальной Церкви, но реально исповедующим иную религию, официально разрешалось переходить в то вероисповедание, которого они придерживаются сами или которому следовали их предки.

Старообрядцы и сектанты получили право совершения общественных богослужений и строительства храмов.

Устанавливалась возможность преподавания в учебных заведениях Закона Божия инославным христианам духовными лицами их исповеданий и на «природном языке» учащихся.

Помимо этого, упоминалась необходимость пересмотра правовых актов о религиозном быте мусульман, а ламаитов (буддистов) запрещалось именовать в официальных актах идолопоклонниками и язычниками.

Хотя религиозная обстановка в России после 1905 года существенно изменилась, по мнению российского правоведа М.А. Рейснера, веротерпимость даже после указа еще не являлась «свободой совести в современном смысле слова». Вместе с тем в результате широкой общественно политической дискуссии были сформулированы фундаментальные начала новой модели государственно-конфессиональных отношений.