Альберт Фостер: мы в ЮАР ничего не знаем об этих Афродеревнях

Африка даже после саммита в Санкт-Петербурге не покидает первые полосы российских СМИ, дав для этого яркий информационный повод.

4 августа 2023 г. в Тверской области возле деревни Поречье Бологовского района состоялась церемония закладки первого камня под строительство Афродеревни. На мероприятие приехали депутаты Заксобрания Тверской области, сотрудники исполнительных органов власти региона, представители Африканского международного конгресса в России. а также африканские дипломаты, лидеры африканских землячеств. Создание целой сети из 30 деревень в Тверской и Московской областях для переселенцев-африканеров было заявлено в качестве одного из приоритетных проектов деятельности Африканского международного конгресса. Одна из них может явиться туристическим объектом – этнодеревней для популяризации национальной культуры и фермерства африканеров в России. Но остальные рассчитаны на буров-фермеров, пожелавших переехать к нам из Южно-Африканской республики.
По словам Генерального представителя Африканского международного конгресса в РФ Константина Клименко, потенциальных переселенцев уже около 3 тысяч. После скандала, вызванного исполнением песни “Убей бура – убей фермера” во время съезда одной из политических партий ЮАР, в мире вновь заговорили об опасности геноцида буров в этой южноафриканской стране.

Суперэтнос буров сложился в ЮАР с появлением первых поселенцев из Голландии, приехавших сюда в середине 17 века. Постепенно осваивая южное побережье Африки, белые европейские фермеры сформировали свой язык африкаанс и свою культуру, оставив её ядром традиционные семейные ценности, религиозность и уважение к труду на своей земле. Многие из них живут здесь в 13-14-ом поколении и считают себя коренными жителями этих мест. Сегодня буры работают не только в сельском хозяйстве, но и в городах: в коммерческих фирмах, в банках, госучреждениях или в любой другой сфере.
Председатель КСОРС ЮАР Георгий Кочуков пока не встречал представителей африканеров, готовых переехать в холодную Россию. Но не отрицает, что такие в стране могут быть. Для того чтобы выяснить, насколько опасно сегодня белому африканеру жить в ЮАР, мы обратились к другу Георгия Кочукова – Альберту Фостеру, юристу одного из банков, прихожанину Русской православной церкви прихода Сергия Радонежского в Йоханнесбурге.

Альберт с детства увлечен русской культурой: Достоевским, Толстым, Чайковским. Он очень любит поэзию Анны Ахматовой, фильмы Андрея Тарковского. Но самым любимым фильмом для него является оскароносный “Москва слезам не верит”. По словам Альберта, русские и буры очень похожи между собой: так же привержены традиционным ценностям, так же верны дружбе и правилам гостеприимства. Но русские более прямолинейны, у них отличное чувство юмора и щедрая душа. Хотя Альберт вырос в протестантской вере, со временем начал искать что-то более аутентичное, настоящее. И, придя в русскую православную общину в 2014 году, с удивлением узнал, что здесь много новообращенных африканеров. Сегодня Альберт изучает русский язык с репетитором. Уже побывал несколько раз в России: удивился красотам двух столиц – эклектике Москвы и величавости Северной Пальмиры. После путешествия в Тверь собирается осмотреть всё знаменитое Золотое кольцо России. Мы задали Альберту несколько вопросов. Помогла нам в этом переводчик Ольга Типайлова из НКО “Креативная дипломатия”.


— Сейчас Россия готова принять около 3 тысяч переселенцев-буров из ЮАР. Для них даже начали строить деревни для заселения. Как Вы оцениваете возможность переезда такого количества белых африканеров в Россию? Знаете ли Вы кого-то, кто хочет эмигрировать или задумывается о переезде в нашу страну?
– Я лично никого не знаю из тех, кто готов переехать именно в эти деревни. У нас про них мало кто знает пока. Но есть довольно много людей, рассматривающих переезд в Россию. И это не только фермеры или те, кто хочет заниматься сельским хозяйством. Но и другие специалисты – ведь всегда есть возможность работать онлайн. Сегодня буры работают в разных сферах деятельности. Но, безусловно, большинство фермеров – это буры.

Как Вы оцениваете недавний скандал с публичным исполнением песни “Убей бура” лидером одной из партий? Является эта песня призывом к насилию или нет?
– Эта песня времён апартеида. Она была направлена не против конкретно буров, а против той системы, которая тогда существовала. Если мы посмотрим на партию и её лидера, исполнившего песню на своём собрании, то это маленькая партия, набирающая менее 10% голосов. Она рада любому популизму, любому вниманию со стороны СМИ. И они это внимание получили.
Получили в том числе внимание самого известного в мире и самого богатого южноафриканца – Илона Маска, который неделю полемизировал в соцсетях со своим оппонентом – исполнителем скандальной песни. И если раньше его имя мало кто знал, то сегодня оно известно многим.
– Люди здесь не воспринимают эту песню всерьёз, хотя она и неприятная. Но мы так привыкли к разным громким и ничего не значащим словам, песням и заявлениям от разных политиков, что песня сама по себе никого уже не волнует. Однако я против решения Верховного суда ЮАР о том, что она не может быть причиной, побуждающей убивать белых фермеров. На фоне того, что убийства происходят очень часто, таких песен лучше избегать.


СМИ ЮАР регулярно сообщают о нападениях или жестоких убийствах белых фермеров. Нападавших, как правило, находят и осуждают. Каков, по-вашему, уровень опасности для буров-фермеров и вообще белых африканеров сегодня?
– Если говорить в целом, преступность затрагивает всех – вне зависимости от происхождения и цвета кожи. Фермы – это лёгкая мишень для бандитов. И бывают очень жестокие налёты на отдалённые, незащищённые полицией фермерские хозяйства. Речь не может идти о каком-то расовом геноциде. Проблема лишь в уязвимости отдалённых фермерских поселений.


Совсем скоро в Йоханнесбурге состоится саммит стран БРИКС. Вы ждёте каких-то новых возможностей в рамках предстоящего саммита?
– Сейчас ясно видны бизнес-перспективы взаимного сотрудничества. Россия предлагает довольно много в деловой сфере. Здесь уже работают многие русские компании и специалисты. К тому же, в опубликованном недавно рейтинге экономика России поставлена на пятое место в мире. До сих пор взаимная торговля между ЮАР и Россией была на достаточно низком уровне. Однако в рамках механизмов БРИКС её можно активнее развивать. Пора переходить от абстрактных желаний и программ к конкретным бизнес-проектам. Внедрение своей валюты БРИКС существенно подтолкнёт и сблизит страны-участницы этого союза.

Вы не боитесь санкций против Вас и Вашей фирмы?
– Санкции и экономическое давление сегодня – это реальность. И Африка, и другие страны вынуждены выбирать чью-то сторону. Нельзя оставаться нейтральным. Но при выборе того или другого партнёра необходимо придерживаться своих принципов. Африканские страны не хотят вступать на путь экономической конфронтации с Россией, поддерживать против неё санкции. Мы любим Россию и хотим работать с ней.