Спикер Госдумы Вячеслав Володин рассказал о законопроектах, направленных на регулирование миграционной сферы. По его словам, сейчас нижняя палата парламента рассматривает 25 таких проектов закона, 23 из них были внесены депутатами. Также он анонсировал три новых инициативы. Сегодня же стало известно, что Александр Бастрыкин, возглавляющий Следственный комитет РФ, также проявил законодательные инициативы и направил в Госдуму свои предложения по урегулированию проблем в сфере миграции. За несколько недель до этого ряд депутатов и групп вносили свои предложения в этой области. Но все они направлены на решение острых проблем трудовой и незаконной миграции.
О ситуации в области проблем переселения в Россию мы поговорили с главным редактором ИА “Цивилизация”, публицистом и общественным деятелем Игорем Шатровым.
Госдума скоро уходит на каникулы, завершается политический сезон сентябрьскими выборами в ряде регионов. Как Вы можете охарактеризовать его по отношению к проблемам переселения в Россию?
Поиск и принятие решений в области переселения и миграции носят хаотичный характер. По-моему, у нас в этой сфере сейчас полная анархия. Последнее время мы часто слышим различного градуса критику, высказывания, законодательные инициативы, которые вносят еще больше путаницы. То ли эти инициативы отдельных депутатов и их групп, то ли это уже согласованные, выверенные партиями строки законов — не понятно. Даже появившийся в президентском указе термин “репатриант” до сих пор не до конца оформлен в законах. Мы не понимаем, когда этот термин используется, а когда нет. Такая каша, на мой взгляд, существует потому, что нет координирующего органа, который призван этими проблемами заниматься, всё разбросано по разным ведомствам. Можно уверенно сказать, что системы на сегодня не существует: системы продвижения идеи возвращения на Родину, пиара, приёма и обустройства людей, контроля исполнения законов и изучение мнения переселенцев о качестве услуг.
Что можно сделать для наведения порядка?
На мой взгляд, здесь должна быть система “одного окна”, которая в России успешно существует почти 20 лет. Мы очень большое количество вопросов решаем в МФЦ. В цифровой среде еще проще: наши Госуслуги убирают необходимость ходить к чиновникам, по факту даже бумагу никакую не нужно получать — она автоматически передаётся в то ведомство, которое её затребовало. Почему нам не создать такую систему с приёмом иностранных граждан и наших соотечественников?
Причем, если вы заметили, проблемы с трудовыми мигрантами почти полностью затмили собой проблемы переселенцев и репатриантов. Почему? Да потому что всё смешано в одну кучу. Поэтому необходимо разделить эти два потока по разным ведомствам или направлениям: одно дело, если ты приехал жить — у тебя есть зелёный коридор, как на границе; если ты приехал только работать — у тебя другие условия и другая логистика прохождения необходимых процедур. Например, с 1 января 2025 года действует такой стандарт для онлайн, такой стандарт для офлайн их прохождения. Для этого вряд ли даже потребуется дополнительный штат сотрудников!
Общество действительно взбудоражено рисками роста неконтролируемой миграции тех, кого мы не очень хотим видеть рядом с нами. А что, на Ваш взгляд, нужно сделать для приглашения желательной целевой группы, упростить процедуру переезда из недружественных стран?
Вопрос очень сложный. Сейчас в странах Запада опущен железный информационный занавес, любая наша информация просто технически не может поступить на аудиторию недружественных стран. А ведь мы говорим о проблемах переселения именно в них. И вряд ли в ближайшее время мы можем рассчитывать на легальные, традиционные каналы связи.
Конечно, один вопрос — это изготовление качественного медиапродукта. Например, силами МИА “Россия сегодня” и RT можно делать сотни высококлассных роликов, репортажей, интервью с переселенцами, приехавшими в Россию, показывать и рекламировать наши регионы. Причем это могут прекрасно делать региональные специалисты — ведь кто, как не они, смогут показать свой край с самой интересной и привлекательной стороны.
Другой вопрос — распространение продукции в медиаресурсах за рубежом. В первую очередь, как мне кажется, нужно использовать для этого частные сайты и социальные сети. И здесь огромную роль могут сыграть наши соотечественники, живущие за рубежом.
А в целом таким продвижением и рекламной кампанией должен заниматься специально организованный продюсерский центр при том министерстве или ведомстве, который — я очень надеюсь — будет создан в России.
В какие сроки нужно это сделать, по-вашему?
Вчера. Это нужно делать вчера. Даже не с 1 января 2025 года.