Недавно Американский клуб в Москве отметил католическое Рождество, проведя его в помещении Российского Фонда мира. На праздник собрались около 90 человек. Одной из его организаторов стала координатор Штаба помощи иностранцам в переселении в Россию Светлана Анохина-Роуз.
Штаб начал работу с апреля 2023 года. Поток людей с запросами о переезде в Россию с тех пор неуклонно растет: Швеция, Норвегия, США, Канада, страны ЕС. Сейчас 208 семей находятся на связи со Штабом. Его волонтёры борются за каждую семью, желающую переехать жить в нашу страну.
На вопрос, какие самые показательные случаи сейчас в работе Штаба, Светлана привела два примера.
Семья из Сербии переехала в Россию недавно. Поселились в подмосковном Одинцово. Глава семьи заключил контракт с Вооруженными силами РФ и служит в зоне СВО, уже получил ранение. Жена подала документы на получение российского гражданства. Без разрешительных документов супруга не может начать искать работу, детей-иностранцев без знания русского языка не могут принять в школу. Старшему сыну 13 лет, и ему необходимо учиться. Однако ни директор ближайшей к их дому школы, ни даже руководитель городского отдела образования не могут ему помочь: на такие случаи у них инструкции нет.
Семья американцев с мальчиками 10. 14 и 16 лет пока обучаются по американской программе онлайн. Семья Диксон из США живёт в подмосковной Кашире и планирует открыть небольшое производство, оборудование для которого уже есть. Но, пока они ждут квоты на разрешение на временное проживание в Московской области, дети не могут социализироваться в местном сообществе, учить русский язык на офлайн-курсах, потому что таких в городе просто нет. Ни одна государственная социальная служба такими семьями не занимается. Хотя по факту через месяц — после получения РВП, семья сможет обратиться за помощью на законном основании. Например, в ту же службу помощи семье и детям. Так зачем ждать? Можно начать помогать сразу после прибытия и получения временной регистрации. Хотя были случаи, когда региональные власти отказывали в предоставлении квоты и семье приходилось переезжать в другой регион и заново подавать прошение.
Но квота — не самое больное место процесса переселения иностранцев в Россию. Первая неразрешимая проблема — получение временной регистрации по месту жительства. Только после этого можно подавать на квоту РВП. В опыте работы Светланы не было случая, чтобы хозяева квартир, в которых селились приезжие, регистрировали их на своих адресах. Приходилось просить близких, знакомых об услуге.
“Люди боятся давать регистрацию иностранцам, просто боятся. Везде какой-то панический страх, — говорит Светлана. — Жить в гостинице тоже не вариант — слишком дорого семье из 5-7 человек несколько месяцев оплачивать гостиницу, пусть и самую дешёвую”.
Приехав в Россию, иностранец обязан зарегистрироваться в течение 7 дней. Иначе — административное наказание. Два административных штрафа — и он теряет саму возможность въезда в нашу страну. Такая мера была принята в своё время против неконтролируемой миграции из стран Центральной Азии, но не особо повлияла на её уровень и рост криминала в среде мигрантов. А вот для привыкших исполнять закон приезжих из западных стран такой короткий срок регистрации становится порой непреодолимой проблемой.
По мнению Светланы, к нам не едут ни олигархи, ни богатые или состоятельные европейцы или американцы. Едут простые люди из провинций, которые не хотят мириться с существующим разгулом пропаганды и диктатуры ЛГБТ+. Пока такое желание проявляют десятки и сотни человек. Но если Россия создаст условия для иммиграции целевой группы иностранцев из западных стран, систему адаптации и приёма на территории России, их станет в сотни раз больше. От этого российская экономика только выиграет, уверена Светлана Анохина-Роуз.
Конечно, существуют сотни коммерческих фирм, помогающих получить все необходимые документы. Но человек западного менталитета редко обращается к их услугам, считая невозможным для себя участвовать в коррупционных схемах, к которым зачастую прибегают такие фирмы. И веря в силу закона и четкость его исполнения органами государственной власти. К сожалению, многие быстро теряют эту веру, сталкиваясь с нашей волокитой и формализмом. Отчаиваются преодолеть бюрократические препятствия, выбирая одно из двух: либо платить фирмам за услуги, либо уезжать. Но главное удивление вызывает отсутствие простого приглашения иностранцев к переезду в Россию — иммиграционной визы.
“Мы с юристами-волонтёрами занимаемся разработкой закона об иммиграционной визе России на основе полученного опыта и опыта других стран, — рассказывает Светлана. — Я верю, что она решит главные проблемы переезда и просто откроет людям гостеприимные двери нашей страны. К концу января — началу февраля мы будем готовы представить рабочий вариант документа”.