После трёх волн возвращения в Россию в молельном доме русских духоборов в грузинском селе Гореловка по праздникам собирается не больше нескольких десятков человек. В местной русской школе учатся в основном дети армянской общины: учеников из семей духоборов здесь тоже считанные единицы. Из семи духоборческих сел высокогорного региона Джавахети на юге Грузии Гореловка — единственная, где еще сохранилась значимая община духоборов — около ста человек.
Жить здесь тяжело. Газа нет, приходится топить русскую печь. Полгода готовишься к зиме, полгода зимуешь, — рассказывает о своей жизни Андрей Владимирович Смородин, смотритель памятника культурного наследия русских духоборов в Грузии “Сиротский дом” в селе Гореловка. — Зато красивая природа, чистые озера, сухой высокогорный воздух, натуральные продукты — всё своё.
Местные жители живут почти натуральным хозяйством. Получая маленькие пенсии и социальные пособия, люди вынуждены до старости заниматься фермерским хозяйством, чтобы прокормить себя. Зато в районном центре Ахалцихе с удовольствием покупают молочные продукты, сделанные духоборами. Правда для этого фермерам приходится на протяжении 75 километров спускаться на стареньких машинах в долину с высоты более 2 тысячи метров над уровнем моря по разбитой дороге, а потом подниматься обратно. Само по себе такое испытание может выдержать только закалённый трудностями и крепкий духом человек.
Релоканты XIX века
При Александре I три губернии, где жили духоборы: Смоленская, Рязанская и Тамбовская объединились и попросили царя переселить их на плодородные земли юга Новороссии – на Запорожье и в Мелитополь. Но из-за приверженности пацифизму, отказу служить в армии и непризнанию церковной иерархии община духоборов не нашла общего языка ни с местным людом, ни с местной властью. И тогда, в 40-х годах XIX века, русские духоборы ушли в высокогорные районы Закавказья, подальше от глаз царской власти.
Сегодня на юге теплой Грузии, но в сибирских погодных условиях, живут оставшиеся русские духоборы — религиозная община, не признающая иерархии церкви, икон, крёстного знамения и войны. Из пяти тысяч членов общины, переселившихся в грузинский регион Джавахети, сегодня в деревне Гореловка остались чуть более 100 односельчан. В соседней Спасовке — семейная пара Анны и Николая Курбатовых и еще пара семей, в селе Тамбовка — лишь Любовь Рылькова. В бывшей Богдановке (ныне Ниноцминда) немногим больше. Еще 30 лет назад в Джавахети насчитывалось семь русских сёл. Сегодня в Гореловке, единственном оставшемся центре грузинских духоборов, живут много пожилых людей, дети которых разъехались из этого сурового края за лучшей долей.
«Мы — вымирающая община. Чаще справляем похороны, чем свадьбы”, — с горечью признаётся в разговоре с нами Андрей Владимирович Смородин.
Проблемы у русской общины начались после распада СССР. Русских начали активно выдавливать отсюда в период правления Звиада Гамсахурдия, который в начале 90-х провозгласил лозунг “Грузия для грузин”. И в 1991-92 годах случилась первая крупная волна репатриации в Россию. Тогда люди уехали в село Архангельское Тульской области, где живут до сих пор. Опустевшие дома заняли армянские семьи и семьи аджарцев-мусульман, дома которых в те годы разрушила серия лавин.
В 1998 году случилась вторая волна переселения, имевшая уже экономические причины. В стране царила разруха, люди жили без света, отопления, регулярных пособий и пенсий, в отблесках то и дело вспыхивавших в Грузии межнациональных конфликтов. Конечным пунктом этих переселенцев стал посёлок Мирный в Брянской области.
С началом действия Государственной программы переселения соотечественников с 2007 по 2015 год еще более 50 семей со всех духоборческих сёл перебрались в Россию. Большая часть из них отстроила для себя поселок Новый Снежеток в Тамбовской области. Но и выросшие дети оставшихся уезжают за лучшей долей на родину предков. Поэтому сегодня в Грузии доживают свой век всего несколько десятков семей, в основном одинокие пожилые пары.
Постепенно теряется и вера духоборцев. Некоторые из переселенцев покрестились и перешли в православие. Те, кто создал смешанную семью, оставаясь на родине, в Грузии, постепенно отходят от своих религиозных заповедей, погрузившись в бытовые заботы.
Грузинские власти не часто вспоминают о жителях этих суровых высокогорных мест. А местные русская, армянская и аджарская общины живут дружно, не давая повода Тбилиси лишний раз вспоминать о себе.
В Гореловке местные русские практически не знают грузинского языка — нет повода на нём говорить. В селе традиционно работают армянская и русская школы, где учатся местные дети на своих родных языках. Им отчаянно не хватает новых учебников и книг на русском языке, чтобы и дальше поддерживать историческую и духовную связь с родиной предков.
Гореловка постепенно пустеет. В русской школе учатся не больше десяти русских детей, бывший музей духоборов забрала армянская община, устроив в нём кошару (овчарню). Да и на молельный дом у неё уже есть свои планы: здесь получится хорошая конюшня, утверждают дородные армянские бизнесмены. Но Андрей Владимирович вместе с оставшимися здесь общинниками верят в пророчество своей святой Лукерьи Калмыковой, данное ею почти сто пятьдесят лет назад: после периода отступничества от веры сюда вновь вернутся русские духоборы, чтобы жить по совести и по десяти божьим заповедям.