На Урале появится идеальная православная деревня

География уральского старообрядчества скоро пополнится еще одним адресом. В 120 км от Екатеринбурга в Камышловском районе появится Русская православная деревня им. М.М. Овчинникова.

Михаил Моисеевич Овчинников — потомок репрессированных донских казаков-старообрядцев. Сначала его предки оказались в непроходимой тайге Забайкалья, потом в Китае. А в 1960 году их опять выгнали с обустроенных мест, и тогда уже община перебралась в Австралию, где и жила все последние десятилетия.

Первая группа старообрядцев во главе со священником Иоанном Кудриным приехала в Австралию в 1958 году из Харбина, среди них были и несколько семей из Шанхая. Основная группа прибыла из Трехречья в 1962 и начале 1963 года. К середине 60-х годов XX века в Австралии сложилась значительная старообрядческая община, насчитывавшая несколько тысяч человек. В стране было четыре старообрядческих храма: один — в Мельбурне и три — в Сиднее. К XXI веку сообщество единоверцев начитывало уже более 50 тысяч человек.

Старообрядцы везде живут в достатке и довольстве. Потому что работящие, многодетные — а значит, много помощников в семье. Они работают в строительном бизнесе, являются госслужащими, имеют собственные фермы, где выращивают хлопок, бананы, сахарный тростник, разводят страусов и крокодилов. Но родина предков — Русская земля зовёт к себе серебряным звоном колоколен и запахом скошенной травы у кромки берёзовой рощи. “Мы душой и сердцем русские люди, — говорит Михаил Моисеевич. — Наше место на родной земле”.

Получив благословение митрополита Русской Старообрядческой Православной Церкви Корнилия, Михаил Овчинников выкупил землю в Свердловской области, нашел партнёров, государственную поддержку своим начинаниям и приступил к планированию особой православной деревни. По плану, на 126 гектарах должны расположиться просторные одно- и двухэтажные дома в русском стиле, общественные пространства, школа, детский сад, церкви, странноприимный дом, торговые, социальные и культурные объекты. Всего деревня рассчитана на 350 домов с небольшими участками земли. Здесь же будут располагаться и производственно-коммерческие площади. Недалеко от деревни планируется обустроить фермерские хозяйства поселенцев: скотоводческие и овощные хозяйства, завод по производству радиаторов, станцию по ремонту и обслуживанию сельхозтехники, зерно- и овощехранилища, мясозаготовительный цех. В общем, всё, чем живут и зарабатывают многодетные старообрядческие семьи. Хозяйство и социальная жизнь деревни будет обустроена по принципу кооператива, куда может войти любой житель общины своим хозяйством, фермой или производством.

“Я хочу, чтобы русский народ в России жил хорошо, — говорит Михаил Овчинников. — Я везу сюда рабочих людей, многодетные работящие семьи не только из Австралии. У нас православная деревня и будет принимать всех православных русских людей”.

Первыми поселенцами новой деревни “городского типа”, как определяет её Михаил Моисеевич, будут его соотечественники и члены семьи из Австралии. Правда пока точных сроков заселения автор проекта назвать не спешит. Ведь многие вопросы зависят от софинансирования банка и помощи властей. Но в любом случае поселение будет построено так, как запланировано.

Такой инвестиционный эксперимент по строительству нового сельского поселения реализуется в России впервые. Сейчас в распоряжении Овчинникова и его партнёров есть только земельный участок и обещания поддержки со стороны властей Свердловской области, выделения банковского кредита под минимальный процент для воплощения идеи строительства идеальной православной деревни. Но уже 3 апреля состоится первое официальное мероприятие по закладке основы будущего поселения с участием высокопоставленных гостей из Москвы.

По информации на 2022 год, официальной статистики по количеству старообрядцев в регионе не велось, но были приведены примерные данные: от 5 до 10 тысяч старообрядцев всех согласий проживают сегодня на территории Свердловской области. При этом отмечается, что монорелигиозных поселений старообрядцев на Урале практически не осталось, и в большинстве сёл, где живут старообрядцы, представлены сразу два или три согласия.

Всего старообрядцев всех согласий на территории России, по разным оценкам, от 500 до 700 тысяч человек.