Наши соотечественники за рубежом могут принять участие в конкурсе “Культурная столица года-2026”

В России в самом разгаре народное голосование в конкурсе на звание Культурной столицы 2026 года. Пока лидирует старинный русский город Владимир. На втором месте дальневосточная столица страны город Владивосток. Но вполне вероятно, что центр оружейных мастеров Тула или какой-то из заявленных в голосовании городов вырвется в лидеры до 1 декабря — даты окончания голосования.

Впервые конкурс прошел в 2023 году, когда победил Нижний Новгород, завоевав в упорной борьбе с амбициозной и яркой Самарой почетное звание Культурной столицы 2024 года. В следующем году это звание перейдёт к Грозному. Город-победитель 2026-го объявят 12 декабря. Конкурс проводится в целях поддержки культурного развития регионов, демонстрации их самобытности, туристического и экономического потенциала.

При выборе региона и города вселения, нашим соотечественникам-переселенцам важно знать и видеть все условия, в которых будут жить их семьи и дети. При принятии решения особое значение имеет уровень развития креативных индустрий, обеспечения социально-культурной инфраструктурой, общая атмосфера взаимоотношений и доброжелательности социума.

Кроме того, у России до сих пор сохраняется имидж страны, где больше востребованы “синие воротнички” рабочих и инженерных профессий, а представители творческих направлений с трудом находят себе работу. Но это далеко не так. На днях Госдума приняла новый закон “О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации”, упорядочив тем самым 14 сфер креативной экономики и задав им вектор развития. Всероссийский конкурс “Культурная столица года” является одним из инструментов реализации этого закона и развития креативной сферы в целом.

Мы спросили у члена Оргкомитета конкурса, директора фонда “Культурная столица” Александра Протасевича, что даёт участие в конкурсе городу и его жителям.

Что должно вдохновлять жителей городов участвовать в этом конкурсе?

Возможность обратить внимание на пока еще невостребованный потенциал, реализовать собственные планы.

Для молодёжи важно почувствовать себя в центре событий, стать участниками чего-то масштабного и значимого, осознать, что их творческая энергия востребована на малой родине, и не рассматривать варианты отъезда в другие города. А для местных властей участие в конкурсе – прекрасная возможность показать всей стране свою эффективность в плане государственного менеджмента.

Нашим Оргкомитетом акцент делается прежде всего на то, чтобы любые события или процессы в рамках конкурса достигали положительного социально-экономического эффекта. Поэтому участие в конкурсе это не столько про яркие эмоции и чувства, прекрасные песни и танцы, сколько про экономику. Культура приобретает другую значимость, другой вес, когда она начинает приносить и экономические эффекты тоже.

Улучшение общего социального климата внутри городского сообщества — гуманитарные последствия развития креативной экономики и вашего конкурса в частности. Как вы рассчитываете поддерживать достигнутый уровень?

Мы вырабатываем индексы и маркеры экономического развития города после проведения года Культурной столицы. Достигнутый результат и его поддержание в последующие годы — задача конкурса в том числе. Мы разрабатываем концепт Ассоциации городов — культурных столиц. Города – лидеры могут быть объединены одной платформой для сотрудничества, реализации совместных замыслов. В итоге мы хотим создать новую социально-культурную институцию с набором флагманских проектов и программ.

В конкурсе могут принимать участие только города с числом жителей не менее 200 тысяч. Но у нас в стране есть огромное число прекрасных малых городов, которые тоже могли бы дотянуться до статуса “Культурной столицы года”. Какие возможности вы предлагаете для них?

По сравнению с первым конкурсом понижена планка по количеству жителей с 250 тысяч до 200 тысяч. Плюс появился параметр культурных агломераций, в которые могут объединиться несколько небольших городов. В этом году старинный подмосковный Зарайск подаёт свою заявку именно по такой схеме.

При оценке заявки жюри конкурса учитывает 12 показателей территориального развития — от комфортной и инклюзивной городской среды до духовно-нравственных ценностей, урбанистики и системы массовых коммуникаций. Создать достойную презентацию своего города или культурной агломерации по такому комплексному критерию под силу лишь дружной команде городских и региональных властей вместе с активными жителями, представителями креативного сектора и бизнес-структур.

Могут ли наши соотечественники за рубежом принять участие в подготовке и проведении событий годовой программы города-победителя?

Конкурс “Культурная столица года” актуализирует многие вопросы городского развития, ставит интересные творческие задачи. И наши зарубежные соотечественники уже сейчас могут подключаться к подготовке городов к заявке, а потом — и к её выполнению. Ведь одним из критериев эффективности города-победителя является установление международных связей и кооперации. Такое сетевое партнёрство с выходцами из России, живущими за рубежом, полезно для всех участников. Дальше нашим соотечественникам будет легче принимать решение о возвращении в страну. Мы очень заинтересованы в возвращении на Родину людей креативных профессий. Мы ждём музыкантов и художников, дизайнеров и архитекторов… Наши города, как срезы на стволе дерева, показывают исторические периоды своего развития кварталами разностилевых домов, эклектикой городской среды. Что с этим делать — огромная творческая задача.

Голосование за культурную столицу года проходит по двум направлениям: народное голосование и экспертная оценка. В народном голосовании может участвовать любой гражданин страны с подтверждённой учётной записью на Госуслугах, в том числе и живущий за рубежом. Эксперты выбирают город-победитель, оценивая активность и качество культурной жизни города, а также его популярность среди населения. Победитель на звание Культурной столицы-2026 будет выбран среди городов-финалистов и объявлен до 12 декабря 2024 года по итогам публичных творческих презентаций в Москве.