Переселение в Россию: исторические примеры

10 октября на площадке пресс-центра МИА “Россия сегодня” прошёл форсайт-форум “Хочу жить в России!”, организованный порталом “Украина.ру”. Его спикеры и участники обсуждали вопросы переселения соотечественников, репатриацию и переезд в нашу страну иностранцев, не согласных с неолиберальной диктатурой, провозглашающей девиантное поведение социальной нормой.

В нашей истории уже были периоды, когда иностранцы массово селились в России. Стоит напомнить, что Александр Сергеевич Пушкин, памятник которому власти Одессы собираются снести, приехал в город в качестве чиновника Попечительского комитета иностранных переселенцев Министерства иностранных дел Российской империи. Ведь после знаменитого манифеста императрицы Екатерины II от 4 декабря 1762 года, приглашающего иностранцев селиться в России и о “свободном возвращении русских людей, бежавших за границу”, в нашу страну массово начали переезжать европейцы, в основном немцы-протестанты. Их селили на просторах Новороссии, в том числе и на землях Одессы. Манифест разрешал возвращение на родину гражданам, по разным причинам бежавшим из страны при прежнем руководстве, и обещал иностранцам разных наций, пожелавшим поселиться в России, «нашу монаршую милость и благоволение». Во главе Попечительского комитета стоял генерал от инфантерии Иван Никитович Инзов и находился он в Молдавии, в Кишинёве, поближе к той территории, на которую в большинстве своём и прибывали иностранцы в соответствии с манифестом императрицы.

По словам модератора форума, директора дирекции мультимедийного издания «Украина.ру» Искандера Хасимова, вспоминая нашу историю, “нам будет легче и проще сформулировать смыслы”. Поэтому приглашенный на площадку пресс-центра ученый-историк Андрей Марчуков, старший научный сотрудник Центра истории народов России и межэтнических отношений Института российской истории РАН, рассказал об исторических примерах процесса переселения.

Впервые более-менее массовое появление в России иностранцев началось со времён Петра I. Но тогда оно было продиктовано военно-экономической необходимостью создания мощного флота и новой армии. И лишь в конце XVIII века в империю стали переезжать простые обыватели всех профессий для заселения вновь обретённых пустынных земель юга России. Ехали не только немцы, англичане, голландцы и жители северной Европы. На призыв Екатерины откликнулись балканские народы: сербы, хорваты, болгары. Греки с территории Османской империи также во множестве нашли здесь свою новую родину у своих братьев — понтийских греков, живших испокон веков в Северном Причерноморье. Переселенцы на 10 лет освобождались от уплаты налогов, им бесплатно давался большой земельный надел и строились дома, их детей не рекрутировали в армию и пр. Таким образом, от Молдавии до нижнего и отчасти среднего Поволжья земля была быстро освоена, а империя приобрела трудолюбивых новых граждан. Через полтора века поволжские немцы и их потомки внесли огромный вклад в освоение целинных земель Казахстана, как, впрочем, и вернувшиеся сюда после 1957 года русские эмигранты из Китая и Монголии.

Но не все народы смогли интегрироваться в российское общество. Если для христиан это не представляло особого труда, то мусульманам было сложнее. Андрей Марчуков привел пример ногайцев, которые после отвоевания Россией земель Новороссии у турок сначала переместились на Северный Кавказ, а потом вернулись обратно. Они не захотели нести военную службу, как это делали донские и терские казаки, не приняли политику оседлости, отказываясь платить налоги как крестьянское население империи. Закономерным в этом случае стал постепенный уход ногайцев и значительного числа крымских татар в единоверную Турцию.

Процесс иностранной миграции, выполнив свою роль в то время, довольно быстро начал свёртываться. Ограничения на въезд иностранных граждан стали вводиться уже в начале XIX века: не более 200 семей в год, нужно было ввозить деньги либо имущество на определённую сумму. А с 1820 года въезд регламентировался только спецприглашением, за исключением православных.

Многие реалии конца XVIII века, в которых оказались переселенцы, не подходят нам сегодня. Тогда люди селились своими этническими анклавами и целыми районами. Они не учили русский язык, живя внутри своей общины, и начали массово это делать лишь ближе к концу XIX столетия. Сегодня для получения российского гражданства необходимо сдать тест на знание русского языка. Да и компактные этнические поселения в современной России вызывают массовые протесты местного населения и ограничиваются властями. Поэтому, по мнению Марчукова, с которым согласились большинство участников форума, Россия ждёт прежде всего своих соотечественников, живущих за рубежом, украинцев как с русскими паспортами, так и без них, и жителей Западной Европы и обеих Америк, желающих сохранить традиционные ценности для себя и своих детей. Причем Андрей Марчуков не против получить в качестве новых граждан и украинцев, выступающих против России. Ученый привёл исторический пример успешного переселения и адаптации нелояльного населения, в частности, поляков после восстания 1863 года. Их переселяли во внутренние губернии Российской империи, где они уже во втором поколении ассимилировались и принимали социальные практики и устои окружающего их общества.

Профессор Межевич, исполнительный директор Ассоциации внешнеполитических исследований им. Громыко, напомнил участникам сессии недавний пример взаимной реиммиграции. По результатам Гражданской войны, со странами Прибалтики, Польшей, Финляндией у молодой советской республики состоялся своеобразный обмен: люди перемещались туда, где видели свою Родину. Таким образом спокойно и естественно прошел процесс социального выбора.

Нам и сегодня нужно сделать Русский мир безбарьерной средой для всех русскоговорящих и христиан традиционных ценностей; славянских народов и братского народа Украины; западноевропейцев, желающих сохранить свою традиционную культуру и уклад жизни. Хотя на этом пути нам предстоит многое изменить как в министерских регламентах, так и в общественном сознании. Кроме самих переселенцев, их проблемы никого больше не интересуют. Коренные россияне совсем не проявляют эмпатии к сложностям новых граждан России и поэтому гражданское общество в лице социально ориентированных некоммерческих организаций не занимается помощью этой категории населения. Что с этим делать и как стимулировать НКО обратить внимание на проблемы переселенцев, пойдет речь на предстоящем форуме “Сообщество”, которое проводит Общественная Палата РФ 1 и 2 ноября в Москве.