На пленарной сессии с участием президента России ведущий беседы Сергей Караганов задал вопрос о возможности изменения нашей миграционной стратегии, зафиксированной в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы. А точнее, о возможном создании отдельного органа, наделённого иными компетенциями, чем тот, который сегодня занимается управлением миграционными потоками.
«У нас осмысленной миграционной политики пока не выстроено…Мы обсуждали с коллегами. Я поставил задачу перед правительством, Советом безопасности вернуться к этому вопросу и как можно быстрее», — ответил Владимир Путин.
Недавно Олег Царёв, бывший депутат Верховной Рады Украины, сформулировал, что должно быть изменено в миграционной политике в отношении тех русских людей, которые бегут в Россию из Украины, где установлена антирусская диктатура.
- Сделать человеческие условия в Шереметьево для тех беженцев, которые пытаются бежать в Россию через Шереметьево.
- Ясные , понятные людям критерии, по которым проводят фильтрацию.
- Сделать процедуру обжалования решения об отказе на въезд в Россию.
- Зафиксировать срок, после которого человек опять может попроситься в Россию.
- Дать систему предварительной заявки на въезд в Россию, которую можно подать не в Шереметьево, а в посольство или консульство России.
«Зачем отдавать их Европе, чтобы они помогали вражеской экономике, если можно забрать в Россию?», — спрашивает политик на страницах своего блога в VK.
Польша, Чехия, Германия — в этих странах украинские беженцы вполне ассимилировались, массово устраиваются на работу и где-то даже приносят уже больше, чем на них тратят, пишет Царёв. В Чехии, где живёт около 364 тыс. украинских беженцев, в 2023 году цифры расходов на беженцев и доходов от их занятости почти сравнялись — 21,6 млрд и 21 млрд крон соответственно. В Чехии находится около 364 тыс. украинских беженцев и около 118 тысяч уже официально работают.
Польша, где находится более 955,5 тыс. украинцев, в 2023 году потратила на беженцев $1,25 млрд, а доходы государственного бюджета Польши выросли почти на $5 млрд. По информации министерства внутренних дел, за всё время пребывания в Польше украинские беженцы заплатили втрое больше налогов, чем Польша потратила на них же. Причем отмечено, что почти 10% новых предприятий индивидуального предпринимательства в стране были созданы украинцами. Более того, по статистике на начало 2024 года в Польше трудоустроены около 70% украинских беженцев.
16 мая на пресс-конференции в ТАСС директор Института стран СНГ, депутат ГД Константин Затулин напомнил о давно назревшем создании отдельного федерального органа управления миграцией с социально-гуманитарными, а не только полицейскими задачами.
21 мая на круглом столе по теме поддержки соотечественников руководитель Россотрудничества Евгений Примаков и другие участники обсуждения говорили о необходимости вывести управление миграцией из ведения полицейской структуры и придать процессу гуманитарную составляющую, разделив его на трудовую и переселенческую. Об этом же заявили участники сессии ПМЭФ «Время жить в России» 6 июня.
31 мая опять же на площадке ТАСС председатель СПЧ Валерий Фадеев и член СПЧ Кирилл Вышинский провели пресс-конференцию о подготовке предложений президенту РФ по мерам поддержки депортируемых из недружественных стран соотечественников. Валерий Фадеев поддержал предложение лидера проекта «Путь домой» Анатолия Бублика о модернизации правил миграции и Госпрограммы переселения соотечественников, включая создание нового управляющего органа.
В России действует Указ президента № 11 от 04.01.2024 г. об упрощенном режиме получения российского гражданства рядом категорий граждан и лицам без гражданства с Украины, гражданам Ирака, Сирии, Афганистана и Йемена.