Если сойти в сторону с Уссурийского проспекта и проехать к старому центру китайского города Суйфэньхэ провинции Хэйлунцзян, то с удивлением можно увидеть вывески на русском языке, высокую желтую колокольню Собора святого Николая и множество зданий в неоклассическом русском архитектурном стиле. А зайдя в магазин или кафе услышать русскую речь от сотрудников заведений. На центральной площади города установлена стела в память о Маньчжурской операции Красной Армии, у подножия которой наши туристы всегда видят свежие цветы. На табличке, прикованной к стеле, надпись на русском и китайском: “Слава Красной Армии, освободившей Маньчжурию от японского ига”. Так местные жители чтят память русских солдат времён Второй мировой войны. Главный краеведческий музей крохотного по китайским меркам городка всего в 60 тысяч жителей хранит историю станции Пограничная Китайско-восточной железной дороги, как до 1926 года назывался китайский город Суйфэньхэ.

Оживившую этот заброшенный край железную дорогу построила Российская империя: от ст. Пограничной (ныне город Суйфэньхэ) через Харбин до ст. Маньчжурия, а также от Харбина до Даляня (Дальнего). Всего КВЖД имела пять веток. Ко времени ввода в эксплуатацию в 1903 году общая протяженность линии КВЖД составила более 3 тыс. км со 107-ю станциями и 294 кв. м жилых помещений. В 1903 году на дороге работало 39 тыс. человек: 18 тыс. русских и 21 тыс. китайцев.
Именно КВЖД Суйфэньхэ обязан своим исключительным географическим положением в северо-восточном Китае. Созданный на рубеже веков на месте, как бы сегодня назвали, агломерации из нескольких небольших китайских посёлков, город продолжает бережно хранить русскую часть своей истории. Его бытовая и экономическая жизнь типична для приграничных регионов: во многом двуязычна, мультикультурна, открыта к общению. Даже склонна к раздвоению. Ведь с 29 июля 1958 года Пограничным стали называть близлежащий приграничный рабочий посёлок Гродеково в Советском Союзе. Заложенный в 1898 году как станция той же КВЖД, его назвали в честь генерал-губернатора Приамурья и первого руководителя отделения Императорского Русского географического общества на Дальнем Востоке Николая Гродекова. Железнодорожный вокзал посёлка по-прежнему называется Гродеково, поэтому местные жители даже шутят, мол, едешь в Пограничный, а приезжаешь в Гродеково. Но путаются с названиями только приезжающие сюда туристы. Жители Суйфэньхэ тоже привыкли, что русские называют их город Пограничным. Это стало местным туристическим брендом, рассчитанным на российских туристов и бизнесменов, приезжающих сюда за товарами. Здесь даже речки, текущие из России в Китай, носят два имени согласно государственной принадлежности. Городской центр открывает пруд Жиюэ, созданный в 2012 году и символично заполненный из двух речек — одна течёт с окрестных гор, другая из России. Так китайцы в очередной раз символизируют дружбу народов и слияние двух культур.

Но давайте вернёмся от географии снова к истории. С момента открытия станции Пограничная в 1898 году здесь находились таможенное управление, российские и китайские промышленные предприятия, крупные торговые лавки. В конце XIX века Пограничный разделял не только Российскую империю и Китай, но и владения путейцев-железнодорожников и казаков Уссурийского казачьего войска. Одни работали на КВЖД и жили в Пограничном, другие охраняли границы империи, и их казачий центр находился в Гродекове. Но в том и другом случае вокруг обоих населённых пунктов росла торговая активность. Уже в 10-е годы прошлого века предпринимателями разных стран были оценены преимущества этого пограничного города – связующего звена между северо-восточным Китаем и Дальним Востоком России. Здесь было открыто так много иностранных представительств, что Суйфэньхэ стали называть “Поселком Флагов”. В те годы он считался третьим по значимости городом северо-востока Китая.
Но город и после революции не утратил своей русской доминанты. Кроме Харбина, в котором была сосредоточена примерно треть эмигрантов 1920-х годов, проживавших в Китае, это около 200 тысяч человек, существовали десятки других русских центров в Маньчжурии и северном Китае. В основном это были поселки и станции вдоль Китайско-восточной железной дороги. Станция Пограничная сохранила своё транзитное значение, так как обеспечивала связь с “белым” Приморьем. После признания Китаем СССР и установлением дипломатических отношений в 1924 году в Пограничном действовали советские организации, как и по всей линии КВЖД.
Жесткое противостояние между советскими властями и белой эмиграцией продолжалось все 1920-е годы, серьёзно обострившись в момент конфликта между СССР и Китаем вокруг КВЖД в 1929 году. Во время прояпонского государства Манчьжоу-Го русская община Пограничного сменила свой цвет, переменив красный стяг на флаги белой эмиграции: в посёлке действовала активная и сплоченная антисоветская группировка под руководством Бориса Николаевича Шипунова, члена Российского общевоинского союза (РОВС) и “Братства русской правды”. До 1940 года он выпускал самую массовую вне Харбина русскоязычную газету “На границе”.
Но к 1942 году центр активности русской общины в крае перемещается в город Муданьцзян и Пограничный теряет своё региональное значение. Общественная жизнь в нём затихает, превратив некогда второй по значимости регион русской эмиграции в Китае в заштатный бедный посёлок.

Он вновь оживает в середине 1980-х годов, когда китайские власти объявляют Суйфэньхэ “зоной особой приграничной торговли”. Город прославился тем, что в 2014 году стал первой в КНР зоной свободного хождения иностранной валюты — российского рубля — наравне с национальной. Сегодня для россиян въезд в город безвизовый. Туда можно попасть на регулярных автобусах, курсирующих между российским Владивостоком и китайским Суйфэньхэ. Здесь есть даже аэропорт, а за год местную таможню проходит до 1,6 млн человек.
В отличие от российского побратима поселка Пограничный, сохранившего тишину и безмятежность старого быта, китайский Суйфэньхэ встречает вас эклектикой и суетой современного многоэтажного города. Как и везде в Поднебесной, здесь в том числе каким-то удивительным образом среди будничной суеты и бизнес-центров сохраняются островки давней истории и традиционной культуры. Эклектика ярко проявляется и в наборе достопримечательностей города. В бывшей мечети, построенной для мусульман-беженцев из советской России, сейчас прекрасно себя чувствует дом престарелых. В это же время построенный буддийский дацан в честь возрождения буддизма в России используется как туристический объект, а не культовый. И лишь Собор святого Николая — действующая церковь, правда теперь лютеранская. Построенный в 1902 году, храм вскоре сгорел. В 1913 году возвели каменную церковь. В 1945 году купол храма был взорван и после 1946-го православная община распалась. В 2000 году церковь была отреставрирована, а в 2006 году правительство Китая восстановило взорванный купол и включило церковь в список особо охраняемых объектов. Глядя на стилевое и архитектурное смешение Суйфэньхэ, убеждаешься во всеобщем принципе китайцев — сохраняя прошлое, стремимся в будущее.