За месяцы жестоких боестолкновений Израиля и Палестины в Секторе Газа, роста напряженности во всём ближневосточном регионе, грозящей перерасти в полномасштабную войну, сотни израильтян российского происхождений восстанавливают связи с исторической родиной — Россией. О том, что мешает людям активнее возвращаться в нашу страну, рассказывает активистка израильской организации «Сила в единстве», участница III Международного потока «Женщина-лидер» Ирина Конякина.
Ирина Конякина уехала в Израиль 11 лет назад спасать здоровье своего трёхлетнего сына. В России, к сожалению, врачи помочь не смогли. Поехав по линии репатриации, Ирина даже не стала использовать полагающуюся ей помощь для длительной адаптации в стране. Она рассчитывала вернуться обратно в Россию сразу после операции и периода послеоперационной реабилитации сына. Однако на восстановление организма ребёнка ушло много лет.
Говоря о помощи со стороны местной русской общины, Ирина с некоторой застенчивостью отмечает, что у русских людей нет привычки громко кричать о своих проблемах. В Израиле наоборот, чем громче ты кричишь о своей проблеме, тем быстрее тебе помогут. И действительно, тогда, 11 лет назад, в российском обществе еще не сложилась культура благотворительности и создания групп взаимопомощи в соцсетях, как это стало повсеместным явлением потом, с середины 2010-х годов. Поэтому выезжающие на лечение наши граждане всегда рассчитывали только на свои силы и на помощь государства, в которое приезжали. К тому же, по словам Ирины, как таковой русской организованной общины в Израиле нет. Те, кто хочет иметь связи с Россией, объединяются вокруг Русского дома в Тель-Авиве. Есть разрозненные группы, политические партии и объединения, которые заняты преимущественно политической повесткой, борьбой за внимание избирателей и влияние. Местные русскоязычные СМИ как тогда, так и сегодня (сегодня абсолютно все) оппозиционно настроены к России и её властям. После 2022 года политика разделяет даже православную общину Тель-Авива. Ирине пришлось испытать это на себе, когда её попросили уйти с преподавания русского языка в местной воскресной школе, открытой на базе Храма апостола Петра и праведной Тавифы, где она была волонтёром.
Теперь Ирина ждёт окончания школьного обучения своего сына, для того чтобы он смог поступить в российский вуз. Регулярно бывая на родине, показывая сыну Россию, Ирина мечтает вернуться обратно и говорит, что России есть, чем гордиться, есть достижения, которым могут позавидовать в мире. И так думают многие израильтяне — выходцы из СССР и РФ. Но от возвращения домой их останавливает только одно — из привычного, обустроенного быта люди не готовы ехать в никуда. Ведь у них уже есть опыт репатриации и безупречной работы Министерства алии Израиля.
“Если бы в России была ясная и понятная программа возвращения, если бы люди понимали, как они возвращаются, не останутся ли они без помощи в чужой стране, найдут ли работу”, — задаёт вопросы Ирина.
Сейчас из России идут новости о борьбе с мигрантами и об ужесточении правил въезда, пребывания мигрантов в стране, об агрессивном отношении русских к приехавшим. Некоторые израильтяне опасаются, что и к ним применят такие же методы устрашения, так же будут нападать на улицах и в других общественных местах. Ирина привела пример своего друга, у которого за 30 лет жизни в Израиле появился ярко выраженный акцент. Драматизма добавляет то, что он смуглый и черноволосый. В московском такси его приняли за мигранта из Средней Азии, случился неприятный разговор.
Ирина Конякина, как и многие переселенцы из Израиля, предлагает перенять опыт этой страны по приёму репатриантов.
“Здесь, в России, сотрудник Агентства по репатриации тебя ведет. В Израиле, в аэропорту тебя тут же подхватывают и ведут дальше, весь процесс абсорбции. Вот если так было бы в России, многие охотно вернулись бы”, — говорит Ирина.
Илье, сыну Ирины, еще три года до окончания школы. За это время семья рассчитывает подтянуть письменный русский язык, определиться с вузом и готовиться к поступлению на Родине. А пока в России нет специальной государственной организации, помогающей соотечественникам вернуться на родину, все желающие могут воспользоваться помощью волонтёров проекта «Путь домой«.