Российские дизайнеры заняли место ушедших люксовых брендов

С момента выхода указа № 702 о гуманитарной поддержке иностранцев из недружественных стран, желающих переехать жить в Россию, заявления подали более 800 желающих обрести у нас новую родину. В их числе фермеры, инженеры, рабочие разных специальностей, представители креативных индустрий. Среди наших переселенцев-соотечественников тоже всё чаще можно встретить представителей творческих профессий. Особым интересом в мире сегодня пользуются российские дизайнеры модной индустрии. Именно этот кластер экономики развивается семимильными шагами. Не без помощи государства. И уже российские авторы заняли место ушедших тяжёлых люксовых брендов. По мнению экспертов, главное в них — ориентир на индивидуальность потребителя.

На маркете Московской недели моды у стенда бренда OXIOMA постоянно толпился народ, разглядывая удивительные броши в виде женской головы в русском кокошнике. Это уже третья авторская коллекция в национальном стиле, созданная мастерами бренда. Первая серия украшений была разработана для выставки “Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо” в ГМИИ им. А.С. Пушкина и презентована в рамках фестиваля японской культуры J-fest в 2018 году. Следующей стала коллекция украшения “Египтомания”, которую также разработали для знаменитого музея. И вот третью свою коллекцию — GOLUBUSHKA — авторы представили уже на Московской неделе моды в Москве. Основу коллекции составляют броши, выполненные как из фарфора, так и из пластика. Но мастера в своём творчестве используют и новые технологии: 3D-моделирование, окраску по технологии Ice Glass. Бренд украшений OXIOMA основан в 2018 году выпускницами курса «Ювелирный дизайн» Британской Высшей Школы Дизайна Оксаной Полуэктовой и Марией Лыковой. Японская серия была их дипломной работой. И под ярким впечатлением успеха девушки решили создать свой бренд.

Не всегда личный бренд создаётся в пылу вдохновения. Бывает и наоборот — из-за бытовой необходимости. Дарья Агений впервые надела косынку собственного изготовления после того, как не нашла подходящей для себя тёплой шапки: они все казались Даше несуразными. Косынки так понравились её знакомым и подругам, что они захотели иметь такие же. И Даша решила взяться за создание собственного бренда KOSYNKAGENIY. Косынки и платки в русской традиционной одежде всегда были основой головного покрытия, особенно зимой, однако носили не только функциональный характер — прикрывали голову женщины от холода. Всем известно народное выражение “опростоволоситься”, то есть попасть в неловкую ситуацию, совершить оплошность, промах. По стародавней традиции, замужние женщины на Руси волосы прятали под головной убор и показывать их на людях считалось неприличным.

Красноярский дизайнер Дарья Киприянова, лишь в 2022 году вышедшая на рынок фэшен-индустрии, не в первый раз участвует в Московской неделе моды. По итогам её показа в прошлом году, Дарью пригласили на Hub of Africa Fashion Week, которая прошла в январе 2025 года в столице Эфиопии Аддис-Абебе. В показе Дарья использовала музыку красноярского композитора Петра Кузенкова. Там её коллекция не была представлена на маркете, однако несколько моделей купили прямо с подиума. Дарья утверждает, что с уходом тяжелых люксовых брендов из страны для российских дизайнеров открылись огромные возможности для творческой реализации. По словам Дарьи, государство серьёзно поддерживает развитие брендов, технологий в креативных индустриях вообще и в моде в частности. Модельеры уже справились с санкциями и нашли новые рынки закупок тканей — это Индия, Турция, Беларусь, Индонезия. Единственные проблемы возникают в поставках люксовых видов тканей и в рабочих руках.

“Нет работников. Мало профессиональных швей, которые умеют работать со сложными материалами, фасонами, моделями. Проблему кадров можно решить поднятием статуса портных, швейных дел мастериц, рукодельниц”, — говорит Дарья.

Высокого мнения о современной российской моде и дизайнерах и другая гостья из Красноярска имидж-стилист Оксана Шепеленко. В последний свой приезд за рубеж она не сделала ни одной покупки в модных домах Европы.

“Я точно знаю, что у своих российских дизайнеров — а их очень много сейчас — качество и идеи не просто хороши, но индивидуальны. В одежде наших дизайнеров ты будешь выглядеть модно, трендово, не похоже ни на кого. Сейчас я работаю только с нашими авторами и мои клиенты меня благодарят”, — говорит Оксана.

В части креативных индустрий сибирский Красноярск может дать фору многим городам-миллионникам Центральной России. В 2022 году там открылся Сибирский институт развития креативных индустрий, В прошлом году край получил национальную премию Russian Creative Awards 2024: стал победителем в номинации «Креативный регион». Награду получил губернатор края Михаил Котюков на торжественной церемонии в Москве.

Красноярск называют гастрономической столицей Сибири. В городе активно развивается гастрономическая индустрия, что подтверждается наградами: в десятке победителей премии Where to Eat Siberia-2024 красноярских ресторанов — больше половины, а в Where to Eat Russia — 2024 — два. Известен город и своими полиграфическими и издательскими возможностями.

Выбирая регион вселения, лучше внимательно посмотреть на развитие той или иной креативной индустрии региона, чтобы принять решение о будущем месте жительства. В России уже сформировались центры креативной экономики, где авторам и творцам будет комфортно создавать свои шедевры.