Российские ученые поддержали создание школьного курса истории русского зарубежья

Необходимость создания курса истории русского зарубежья назрела давно. Об этом говорят эксперты, ученые, занимающиеся изучением формирования российской диаспоры, публицисты и общественные деятели, описывающие её сегодняшнее состояние.

Своё мнение об актуальности создания такого курса истории высказала кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института Латинской Америки РАН, художественный руководитель Народного ансамбля «Гренада», член Совета Российской службы мира Татьяна Львовна Владимирская.

  • Русское зарубежье Латинской Америки не похоже ни на один другой регион мира. Абсолютное его большинство пропагандирует и демонстрирует любовь к России. Они передают из поколения в поколение любовь к Madre, Padre, как они говорят. И поэтому для них всегда было важно видеть, что родина их поддерживает и не бросает. Но мы очень плохо знаем имена русских эмигрантов, прославивших науку, культуру стран региона, внесших огромный вклад в их экономику. Самое известное имя ученого, связанного с Латинской Америкой — это имя расшифровщика письменности майя Юрия Кнорозова. Но он не был эмигрантом. Геолог Домейко, выходец из белорусских краёв Российской империи, который внёс колоссальный вклад в экономику Чили. Открытие половины — если не больше! — месторождений полезных минеральных ископаемых Чили произвёл Игнатий Домейко. Чилийский университет носит имя Домейко. А мы его не знаем.

Если история русской эмиграции в странах Латинской Америки более или менее однозначна, то многие герои эмиграции в Европе требуют глубокого осмысления и оценки. Но, по мнению директора Института Латинской Америки РАН Дмитрия Розенталя, это не страшно.

“Мы должны смотреть на явление с разных сторон, понимание глубины явления, его специфики и сложности позволит нам лучше выстраивать свою политику в области истории и видеть, как нужно развиваться нашей стране. Понимание истории без прикрас, с её белыми и черными сторонами позволит избежать ошибок прошлого и сделать будущее чуть лучше”.

А вот мнение заведующей лабораторией изучения российской диаспоры в странах Востока Института востоковедения РАН Дарьи Панариной. На площадке Лаборатории уже 15 лет проводится международная научно-практическая конференция, посвященная истории и современности нашей диаспоры в регионе.

“Главная проблема — плохая связь России с нашими соотечественниками за рубежом. Мы мало о них знаем. Об этом говорят и изучают в основном узкие научные круги, а в среде простых граждан эта тема практически не присутствует”, — утверждает Дарья Сергеевна.

Но у проблемы есть и другая сторона: русская диаспора во многих странах внутренне разрозненна. Именно этнически русская. Потому что, по словам Панариной, осетины, татары или евреи — выходцы из России — всегда держатся сплоченно, одной диаспорой, поддерживая и помогая друг другу. Россия должна дать этим людям объединяющий стержень, который поможет им прекратить распри и объединиться, считает Дарья Сергеевна.

Прошедший 26 июня в Общественной палате круглый стол “Необходимость включения разделов по истории русского зарубежья в школьную программу как механизм сохранения культурно-исторической общности русского народа” — первый уверенный шаг в направлении написания курса истории русского зарубежья. Более 50-ти участников представили свои предложения в его структуру, принципы наполнения и концептуальные задачи.