Глава Министерства иностранных дел России Сергей Лавров 19 февраля выступил с докладом о работе министерства в 2024 году перед депутатами Государственной думы РФ в рамках правительственного часа. Кроме прочего, министр обозначил своё видение развития миграционных процессов, отвечая на вопросы депутатов.
Один из вопросов касался болезненной темы — постановки на воинский учет и службы в армии выходцев из Таджикистана, получивших российское гражданство.
О том, что новые граждане из стран Центральной Азии массово уклоняются от своих обязанностей, пользуясь только своими правами, в прошедшем году с возмущением говорило всё российское общество. По данным Госпрограммы переселения соотечественников, именно Таджикистан, наряду с Казахстаном и Узбекистаном, давал наибольшее количество участников программы. Но кто по национальности были все эти люди, статистика не уточняет. Тем временем, опять же по официальным данным нашего МИДа и Русской православной церкви, в Таджикистане проживают всего около 35 тысяч русских. Это примерно 0,5% от общего населения страны. Понятно, что такое скромное число русских не может дать лидирующее место стране по числу переселенцев: подавляющее большинство из них скорее всего таджики по национальности.
Согласно статистике МВД РФ, за I квартал 2024 года решение о приобретении российского гражданства принято в отношении 44,8 тыс. граждан Таджикистана. А к концу года их число ожидалось на уровне 100 тысяч. По данным того же МДВ РФ, в подавляющем большинстве это мужчины трудоспособного возраста, семейные, с полным средним образованием. На данный момент МВД не публиковало статистику о приёме в гражданство за весь 2024 год, она появится ближе к концу марта. Но уже сейчас очевидно, что только в первом квартале прошлого года гражданство РФ получило больше выходцев из Таджикистана, чем число русских, проживающих там на данный момент. Большинство из них получило его не в качестве участника Госпрограммы переселения: по статистике, за тот же первый квартал 2024 года в Россию въехало и зарегистрировалось по месту пребывания всего 7,9 тысячи переселенцев. Конечно, можно предположить, что гражданство России получили те, кто въехал в 2023 году, потому что сам процесс занимает несколько месяцев. По той же статистике Госпрограммы переселения соотечественников, за весь 2023 год 45,1 тыс. её участников зарегистрированы в местах вселения, а значит — подали на гражданство. А теперь сравните эти цифры с ожидаемыми 100 тыс. новых россиян из Таджикистана. Все мужчины из их числа освобождены от срочной службы в ВС РФ в соответствии с двусторонним договором от 1996 года.
На Правительственном часе один из депутатов задал вопрос Сергею Лаврову о том, планируется ли внесение изменений в Договор между РФ и Таджикистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства, заключенный еще в 1996 году. Ведь за 30 лет социально-политическая ситуация изменилась, соответственно ей необходимо менять и старые договоры. Изюминка состоит в том, что именно в соответствии с этим двусторонним соглашением люди с двойным гражданством Россия — Таджикистан могут не служить в армии как в России, так и в Таджикистане. Таджики, получая российское подданство, освобождаются от воинской повинности, россияне, получающие гражданство Таджикистана, на взаимных условиях живут в Таджикистане. В обеих странах действует всеобщий призыв на воинскую службу, как и служба по контракту.
Вопрос: много ли вы знаете русских, уехавших в Таджикистан и принявших там гражданство? А таджиков, вступивших в гражданство РФ (статистика указана выше?)
Ответ министра иностранных дел России Сергея Лаврова разочаровывает. Он от лица министерства считает внесение изменений в договор несвоевременным.
“Как я понимаю, это сделано на основе взаимности. Как бы ни было мало граждан России в Таджикистане, они пользуются теми же правами, что и граждане Таджикистана в Российской Федерации. Не могу высказать чёткую позицию. Но договор действует, он полезный, равноправный, отвечает не только интересам граждан Таджикистана, работающих на территории России, но и интересам россиян, живущих в Таджикистане. Нам дорог каждый гражданин”, — ответил министр на вопрос депутата.
Другой вопрос от депутата КПРФ Дмитрия Новикова касался общего подхода к стратегии миграционной политики страны на ближайший период с учетом целей национальной безопасности. Но вот что странно: на сайте МИД РФ в стенограмме выступления Лаврова в Госдуме опубликована лишь вторая часть вопроса и, соответственно, ответа министра. Дабы уберечь нас всех от фальсификации и искажения ответа, привожу полное видео диалога министра и депутата.
Коротко отмечу лишь слова Сергея Лаврова, что МИД исходит из того, “что какое-либо ужесточение наших подходов к трудовым мигрантам из стран Центральной Азии…не будет способствовать нашим долгосрочным интересам…Мы исходим из того, что надо ужесточать контроль за их поведением, но не ставить барьеры и тем более не вводить визовый режим”.
Алла Шеляпина, главный редактор портала «Везде наши»