Незадолго до визита президента России Владимира Путина в КНДР там побывала делегация представителей российских молодёжных организаций. Среди них была директор Центра “Креативная дипломатия”, доцент Финансового университета при Президенте РФ Наталья Бурлинова. Она рассказала о своих впечатлениях от страны.
Эта поездка — первая для россиян после длительного периода ковидных ограничений в КНДР. Страна несколько лет была закрыта для посещения иностранцами.
Со стороны России визит организовывал Национальный Совет детских и юношеских объединений России во главе с председателем Совета Григорием Петушковым. Со стороны Северной Кореи делегацию принимал Социалистический Союз Патриотической Молодёжи КНДР. Визит был ознакомительный. Россияне приехали познакомиться с тем, как на полуострове проводится молодёжная политика.
“Надо сказать, что дети, молодёжь стоят в центре внимания корейского общества, — рассказывает Наталья Валерьевна. — Там очень много организаций, связанных с культурным, спортивным, научным образованием детей. И всё это бесплатно. Мы посещали дворцы спорта, дворцы культуры. Мы побывали в Университете имени Ким Ир Сена, в Музее Победы в Отечественной освободительной войне. Нас принимали на очень высоком уровне. В Мансудэском дворце съездов руководителей делегации принял заместитель председателя президиума верховного Народного Собрания КНДР Кан Юн Сок. В беседе участвовал заместитель председателя ЦК Социалистического Союза Патриотической Молодёжи КНДР Ким Сон Иль”.
После окончания визита и возвращения на родину обе стороны договорились сформулировать свои предложения для возобновления активного сотрудничества. По мнению Натальи Бурлиновой, в нём заложен огромный взаимный потенциал.
“Они о нас думают даже лучше, чем мы есть на самом деле. Мы были впечатлены этим. В Корее очень любят русскую культуру. Там нет наших соотечественников, но знающих русский язык очень много. Ты туда приезжаешь и погружаешься в очень доброжелательную атмосферу в отношении России. Я нигде не встречала такого трепетного отношения к русской, советской культуре, советским песням: их корейцы очень любят. Нас привезли на концерт, где пели как свои, так и русские песни. Самая любимая у них, конечно, “Калинка”. Половина нашей делегации просто проплакали весь концерт, так трогательно всё прошло”.
Количество фотографий, которые привезли в своих смартфонах члены делегации, само собой развенчало один из самых устойчивых мифов о вездесущем пребывании спецслужб и о запрете иностранцам снимать на улицах городов.
“На улице снимать всё можно. Они ничего не запрещают, а просят с уважением относиться к их символике, к тому, что важно для них, — утверждает Наталья Бурлинова. — Например, если это памятник вождям, то его нужно фотографировать в полный рост, не обрезая фигуру”.
Кроме того, для северокорейцев очень важным является тот факт, что Корея как страна едина и столица её находится в Пхеньяне. Если посмотреть школьные карты, то на них она так и будет отражена.
В мировых СМИ образ корейца весьма неприглядный: суровый фанатичный коммунист в окружении тоталитарного режима, стройными рядами марширующий под барабанный бой. Однако еще в 50-х годах 20 века власти отказались от коммунистической идеологии, взяв за основу идеи чучхе. А в 2009 году всякое упоминание о коммунизме исчезло из Конституции КНДР. Об экономическом и военном потенциале страны также плохо известно широкой зарубежной публике. Пожалуй, Россия одна из немногих, кто хорошо знаком с этим вопросом. Например с тем, что КНДР входит в 20-ку лидеров по экспорту рыбы на мировые рынки.
Попадая в КНДР, россиянин оказывается в атмосфере Советского Союза периода расцвета. По словам Натальи Бурлиновой, в обществе в целом живет чистота восприятия жизни, которую наше общество давно утратило. Здесь люди верят в идеалы: справедливость, доброту, преданности стране и друзьям, во всё хорошее. Северокорейцы очень патриотичны, и у них нет обиды на Россию за то, что когда-то она оставила их без поддержки. Они понимают, что это случилось вследствие тиктанических политико-экономических трансформаций, при которых просто невозможно сохранить прежние отношения и уровень помощи. Сегодня северокорейцы готовы поддерживать Россию во всем и пить с нами за Победу, за прошлую и будущую.
“Они в чем-то наивны, простоваты. Если страна резко откроется, то её просто снесут. Это такой последний заповедник чистоты и искренности восприятия жизни. Я даже не знаю, стоит ли им вообще открываться внешнему миру. Корейское общество сегодня — это то, какими мы были когда-то, что мы утратили и потеряли”, — говорит Наталья Бурлинова.
После ковида впервые страна начала потихоньку открываться для туристов. Еще в ноябре 2022 года возобновлены железнодорожные торговые перевозки через единственный пограничный пропускной пункт Хасан — Туманган. А в начале 2024 года первая туристическая группа из России посетила северокорейский горнолыжный курорт. Власти КНДР недавно заявили о создании пляжного туристического кластера, рассчитанного прежде всего для российских туристов. А с развитием общественной дипломатии между молодёжью наших стран взаимопонимание и познание друг друга лишь усилятся. Во всяком случае, в этом уверены члены российской делегации, побывавшей недавно в Пхеньяне.
Источник фотографий: телеграм-канал Наталья Бурлинова