В Институте востоковедения 16 апреля прошел экспертный круглый стол, посвященный влиянию знаний об истории русского зарубежья на патриотическое воспитание детей и молодёжи.
Ученые вузов и научных академических центров Москвы, Екатеринбурга, Улан-Удэ, Владивостока, Казахстана, Китая, Пакистана обсудили Концепцию модулей по истории русского зарубежья для 7-11 классов в рамках курса “История России”.

Один из ведущих в стране экспертов по теме историк, начальник отдела истории российского зарубежья ДРЗ Марина Сорокина в своём выступлении предложила отойти от господствующей идеологии “белого мифа” в описании послереволюционной белой эмиграции, историю которой писали сами эмигранты. Она предложила подойти к этой проблеме с точки зрения исторической правды и объективности и строить фактологическую канву модулей вокруг героев эмиграции, признанных в России и отмеченных различными статусами и наградами, в том числе государственными. Не отрицая при этом, что существуют и сложные страницы в истории русского зарубежья, о которых также можно рассказывать молодёжи. Этому сегодня мешает простой факт: ни один из героев русского зарубежья, даже героев Второй мировой войны, движения Сопротивления, не входит в общегосударственный пантеон российских исторических героев. Кроме того, Марина Юрьевна предложила расширить аудиторию курса и создать историю русского зарубежья для соотечественников, сделав региональный компонент для каждой страны проживания. Ведь многие не знают историю формирования и становления русской диаспоры в их стране, её взаимодействия с коренной Россией и её народом.
Марина Сорокина также обратила внимание аудитории на один крайне важный аспект, характеризующий современный этнический состав русской диаспоры. И это её смешанные браки и дети в них. Многие страновые диаспоры состоят именно из таких представителей. Их социальные, языковые, культурологические особенности важны для понимания современного развития диаспоральной активности и связи с Россией.
Татьяна Чикаева, проректор МХПИ, философ, рассмотрела тему с точки зрения отношения к образу Родины и Отечества у современной молодёжи. Ведь для глубинного понимания смыслов этих образов важно не перепутать духовную составляющую с политико-географическим объектом. Молодым людям нужно увидеть, услышать и прочувствовать образы, прежде чем они смогут понять их духовные смыслы. Выражение “Человек это и есть Родина” вполне можно отнести и к проблеме идентификации себя через сравнение с Другим. Наличие Другого, отличного от тебя самого, служит для большего понимания самого себя. Можно жить у себя на родине, быть гражданином государства и не иметь Родины, Отчизны, не быть её частью. А можно, живя за рубежом государства, не говоря или не зная родного языка быть частью своего народа, действовать на благо исторической Родины. Поэтому важность знакомства с историей русского зарубежья на примерах разных людей, в том числе и антигероев, носит вполне обоснованный воспитательный компонент.
Несколько раз за время проведения круглого стола звучало предложение о необходимости не просто подобрать фактологию генезиса русского зарубежья на протяжении различных исторических периодов, но и дать разъяснения, расставить акценты, показать сравнительные характеристики тех или иных событий и людей. Это сделать, безусловно, не просто, но необходимо.
Психолог Виктория Галяпина, представитель Высшей школы экономики и её Центра социокультурных исследований указала на аспект психологического благополучия русских за рубежом в зависимости от их положения в стране проживания. На примере Эстонии и Киргизии Виктория Николаевна показала, как по-разному русскоязычные проявляют и поддерживают свою идентичность, как во внешней среде демонстрируют приверженность русскому миру. И в этом для них важную роль играет сохранение исторической правды и сопричастность к общей истории Российского государства и общества в целом на всех этапах их развития. Знание о современной жизни русских диаспор является важным компонентом всей истории русского зарубежья, считает Виктория Галяпина.
О роли старообрядческих общин за рубежом в сохранении истории и культуры коренной России говорил Димитрий Ивлиев, помощник митрополита Русской православной старообрядческой церкви Корнилия. В том числе он указал на несправедливость по отношению к старообрядцам со стороны современной научной историографии русского зарубежья. Она называет первой волной эмиграции исход 1917-1920х годов, в то время как первая волна связана с церковным расколом середины XVII века.
Алексей Михалёв, представивший Бурятский госуниверситет в Улан-Удэ, поделился своим опытом внедрения уже созданного курса истории забайкальского казачества в школьное обучение. Сложность реализации частной инициативы в рамках системы школьного образования показала неготовность региональных властей и казачьих обществ Забайкалья расширить горизонт познания без прямого указания Министерства образования. Именно поэтому Алексей Викторович считает крайне важным участие именно Минпросвещения в процессе внедрения модулей по истории русского зарубежья.
Сложносоставная многофакторная российская история требует большой просветительской и разъяснительной работы как с молодёжью и школьниками, так и со взрослым населением страны.
Круглый стол “Историческая и культурная значимость темы диаспор для формирования чувства патриотизма в российских учебных заведениях” организован Лабораторией «Российская диаспора в странах Востока» Центра Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения РАН при участии социального проекта “Путь домой”.