Кинорежиссёр Вера Владимировна Соколова в кинопроизводстве с 1999 года. В её фильмографии 28 фильмов: документальных, научно-популярных, художественных. С 21 по 25 октября проходит IX Московский медиафестиваль патриотической тематики “Родина в сердце”, в состав жюри которого входит и кинорежиссёр Вера Соколова.
Начиная с 2011 года Соколова снимает самостоятельно и как продюсер, и как режиссёр. В 2014 году она стала продюсером документального фильма “Вовка — сын Цезаря” про первого тренера знаменитого на весь мир чемпиона по боксу Кости Дзю. Человека, который взял его мальчишкой и довёл до чемпиона мира. Как-то так само собой получилось, что Вера Владимировна стала специализироваться на патриотической тематике. “Но это не мы выбираем тему, а тема выбирает нас, — утверждает режиссёр. — Что-то приходит к тебе сверху, и ты понимаешь, что уже не можешь не снимать об этом”.
После выхода в свет художественной картины “Пункт пропуска. Офицерская история” её сначала разместили на сайт “Миротворец”, а затем и в список СБУ как человека, представляющего опасность для Украины. Среди членов Союза кинематографистов России таких “опасных” только двое — Вера Соколова и Сергей Михалков. Знаменательно, что трейлер картины вышел 24 февраля 2021 года со слоганом “Россия своих не бросает”.
“Мне тогда говорили, что ты жёстко сняла. Сейчас я бы сняла еще жестче, чтобы показать границы того бесчеловечного отношения к русским людям, которое мы видим сегодня с той стороны”, — уверена Вера Владимировна.
-А где граница жесткости в кино, по-вашему?
Не показатель высокого профессионализма режиссёра, когда смакуется какая-то жестокость. Жесткие моменты можно показать разными художественными средствами. Я всегда привожу пример эпизода из фильма “Место встречи изменить нельзя”, когда бандит Фокс танцует с официанткой, доводит ее до окна и, поднимая, выбрасывает в него, разбивая стекло. Но ведь сам момент, когда официантка летит через окно и падает на асфальт, мы не видим. На экране только слышен женский крик и звон стекла, всё остальное наш мозг дорисовывает сам. Поэтому любую сцену можно психологически дожать, если режиссёр умеет пользоваться своим профессиональным инструментарием. На мой взгляд, фильм “В бой идут одни “старики” — один из самых пронзительных фильмов о войне. Но ведь там её как таковой почти нет. Но, при этом, последняя сцена диалога лётчика Титаренко и его механика Макарыча на могиле двух летчиц просто прошибает до самой глубины сердца. Это высший пилотаж для режиссёра: показать таким образом, чтобы без убийств, без взрывов и крови зритель прочувствовал весь ужас или, наоборот, героизм, показанный на экране.
-Как вы видите дальнейшее развитие нашего отечественного кино?
Конец 80-х и начало 90-х годов прошлого века, когда у нас был разгул демократии, когда мы впустили к себе на экраны чуждых нам героев, показал, насколько наше общество быстро полюбило героев с Запада. Сейчас, казалось бы, мы можем вздохнуть и сказать: “Ура! Всё это в прошлом”. Несмотря на то, что в прокате стало много российских лент, во-первых, по жанру это в основном комедии и, будем говорить откровенно, далеко не “Ирония судьбы…” Во-вторых, это бесконечные ремейки советских шедевров, в том числе сказок. Зачем делать копию, которая априори будет худшего качества, чем оригинал, я не понимаю!
Мне бы хотелось, чтобы на экранах было больше умного кино, которое заставляет задуматься, кино, которое побуждает гордиться своей страной, “маленьким” человеком, возвеличенным талантливыми режиссёрами и артистами.
Еще одна острая проблема — кино для детей. Мы не можем определиться с героем. А если нет героя — нет хорошего сценария, нет хорошего кино, нет того образа, на который наши дети могут равняться, кому следовать и подражать с точки зрения воспитания патриотизма. Потихоньку наш кинематограф разворачивается лицом к зрителю, но очень медленно, и до “гегемонии” на экране нам еще очень далеко.
-Несмотря на сложную политическую ситуацию, российских кинорежиссёров и их картины продолжают приглашать на международные кинофестивали. Но они там отнюдь не побеждают.
Для того, чтобы наши фильмы побеждали на кинофестивалях, нам нужно снимать талантливое кино. В том числе и патриотичное. Но не надо всё время оборачиваться на западные фестивали и их награды! У нас есть наш зритель, наша национальная миссия. И в первую очередь кино должно быть интересно и понятно нашим детям. За ними будущее, за ними новые достижения и победы российского киноискусства, я в этом абсолютно уверена.
-И поэтому вы сняли документальный фильм о детях Донбасса “По праву молодости”?
Я его сняла потому, что обещала это сделать в одну из своих поездок в Донецкую народную республику самим детям. Сегодня уже есть много документальных лент о ребятах с передовой, о жителях приграничных районов и новых территорий. Но о детях и подростках снимают мало: об их простых радостях и волнениях, об их досуге и жизни. Например о том, что у подростков Донецка и Луганска десять лет не было вечерних дискотек, песен под гитару вечером во дворе и встречи восхода солнца “в ночном” у костра. Потому что они выросли во времена, когда это было просто невозможно из-за комендантского часа. Даже их сверстники в Херсонской и Запорожской областях этого не знают и не понимают.
-Но во время недавнего показа фильма в Геническе — столице Херсонской области, зрители в зале хлопали фильму почти пять минут. А ведь это были местные школьники и студенты колледжей.
Да, действительно, с помощью Министерства культуры и Областной Думы была организована моя поездка и показ фильма для молодёжи Херсонской области в рамках работы делегации движения «Мы есть русские» во главе с его лидером Светланой Кузнецовой. Ребята не просто хлопали, но и задавали вопросы после просмотра. И так получилось, что мы все вместе решили организовать у них медиашколу, где они могли бы научиться снимать самостоятельно. Молодёжь хочет взять слово, хочет рассказать о себе самой: что они чувствуют, о чем мечтают, о чем тревожатся и как живут сегодня.
Вера Соколова остаётся верна теме патриотического кино и в своём творчестве, и в своей общественной деятельности: возглавляет московское отделение общероссийской общественной организации «Мы есть русские», которое уже стало международным общественным движением. Она проводит мастер-классы для молодых кинорежиссёров, готовит к запуску очередной художественный фильм под рабочим названием “Мы есть русские”.