Сайт «Везде наши» размещает выступление проректора Московского художественно-промышленного института Т. А. Чикаевой на круглом столе Необходимость включения разделов по истории русского зарубежья в школьную программу как механизм сохранения культурно-исторической общности русского народа«, прошедшем на площадке Общественной палаты РФ 26 июня.
О некоторых исходных научно-философских принципах определения содержания курса истории русского зарубежья
Одобряя в целом идею о включении в школьную программу разделов по истории русского зарубежья, хотелось бы поставить несколько вопросов, которые, на мой взгляд, имеют принципиальное значение.
Во-первых, надо определить понятие «русское зарубежье». Всякая ли территория за пределами официальных границ российского государства может быть русским зарубежьем?
Полагаю, что «Русское зарубежье» — это все территории Земли, находящиеся вне пределов официальных границ российского государства, которые по своей сути есть части русской культуры. Там люди, руководствуясь её ценностями, заветами предков, действуют на благо России. Пространство русского зарубежья на территории той или иной страны, региона, континента может быть различным и гибким по физическому размеру, но оно всегда одинаково и стойко по своему культурному наполнению. Русское зарубежье — это Русская Америка, Русская Япония, Советские/Российские станции в Антарктиде, приходы Русской Православной Церкви за рубежом и т. д.
Проживание в какой-либо стране лиц с российским паспортом или же лиц, у которых когда-то был таковой, или у предков, у которых было российское гражданство, нельзя считать основанием для того, чтобы назвать эту страну — русским зарубежьем. Тут уместнее говорить о русских за рубежом и давать критическую объективную оценку их высказываниям и поступкам. Хотелось бы заметить, что для русских за рубежом сейчас очень трудный период. Ведь, оставаясь там, они своим трудом вносят вклад в экономику чужой страны, возможно, недружественной к России. То есть, платя там налоги, они оплачивают снаряды, убивающие наших солдат и мирных граждан. Вернуться на Родину, по сути, сейчас долг каждого человека. Но надо заметить, что в текущих условиях границы России подвижны. Как это было несколько веков назад, так и сейчас она естественно расширяет пространство своей культуры и организационно оформляет его.
История русского зарубежья — это также история наших соотечественников, их жизни и творчества за пределами России. Тут, на мой взгляд, надо определить понятие «соотечественник». Если смотреть поверхностно, юридически, то соотечественник — это тот, кто является гражданином России, тот, кто был гражданином СССР или чьи предки были гражданами СССР или Российской империи. Но Родина, Отечество и государство — это три разных объекта, хотя между ними и есть связь. Разве одно Отечество у нас с теми, кто сейчас бежал от мобилизации и в постах соцсетей призывает уничтожать русских людей, оправдывает теракты в Белгороде, Москве или Крыму? Соотечественники — это те, кто прилагают свои творческие усилия для лучшего обустройства жизни своего народа, те, кто знают национальную культуру, кто сберегает наследие предков и воспитывает детей в духе уважения к нему. Соотечественники знают русский язык, свободно общаются и думают на нём. Они по мере возможностей трудятся на благо Родины — России. Знакомя детей с историей тех, кто покинул Россию, очень важно делать это объективно, без создания романтического ореола.
На мой взгляд, было бы целесообразным историю зарубежья включить в состав единого курса Отечественной истории и соответствующего учебника. При этом следует структурировать её, выделив следующие разделы
1) История российских владений за пределами государственных границ.
2) История подготовки и вхождения новых территорий в состав российского государства.
Два данных раздела должны быть нацелены на формирование адекватного образа русской культуры как соборной (собирательной), творческой, делать акцент на том, что Россия брала на себя ответственность за территории и людей.
3) История общественно-политической мысли русского зарубежья: идеи и судьбы эмигрантов из России. Это должно быть именно изучение, подробный разбор сказанного и сделанного
4) История научных открытий, сделанных соотечественниками, проживающими за рубежом.
5) История реализации творческих замыслов российскими деятелями литературы и искусства за рубежом.
Два последних раздела объединяются тем, что они должны содержать факты и всесторонние оценки. Нельзя оправдывать безнравственное поведение по отношению к России, предательство тем, что в другой стране человек ярко раскрыл свой талант.
Равно нужно отметить важность подчёркивания единства отечественной культуры, нельзя допускать, чтобы содержание данных разделов различалось в учебниках для разных регионов.
Россия имеет возможность принять всех тех, кто готов созидательно трудиться на её благо. Возврат в Россию можно осуществлять как лично, так и всей социальной общностью, вместе с территорией, так как если есть культурное и историческое единство, то политическое объединение вполне возможно.
А для того, чтобы избежать ошибок при методическом проектировании курса, предлагаю сформировать экспертную комиссию в составе девяти человек из числа участников круглого стола для организации соответствующей работы.