В последнее время существенно растет спрос на переселение в Россию не только в странах ближнего зарубежья. По данным МВД, за 2022 год число переселенцев из стран дальнего зарубежья в Россию возросло в 30 раз: с 0,1% от общего числа до 3%. Значительную часть из них составляют жители Западной Европы, Великобритании, США и других недружественных России стран.
Из стран Прибалтики число бегущих от репрессий русскоязычных возросло в 2,5 раза. И это только учтенных участников Госпрограммы. Сколько россиян и соотечественников вернулись самостоятельно, статистика не показывает. Препятствия в работе посольств и консульств в странах коллективного Запада привели к резкому сокращению числа поданных заявлений в Государственную программу переселения соотечественников. Согласно статистике МВД РФ, всего в 3 квартале 2022 года от соотечественников принято 11,5 тыс. заявлений об участии в Государственной программе (на 33,0 тыс. чел. вместе с членами семей). В 4 квартале 2022 года от соотечественников принято уже 6,5 тыс. заявлений об участии в Государственной программе (на 18,1 тыс. чел. вместе с членами семей, что в 1,7 раза меньше числа желающих переселиться в IV квартале 2021 года).
Многие переселенцы говорят о главной проблеме, с которой они столкнулись в процессе переезда: отсутствии системной и доступной для понимания простыми людьми информации о Госпрограмме, необходимых документах, правилах их заполнения и пр. К их голосам добавляются голоса иностранцев, желающих переехать в Россию. Им, не знающим русский язык, особенно сложно разобраться в нечеловеческом чиновничьем языке официальных документов. На прошедших 14 февраля и 6 апреля 2023 года конференциях в Государственной Думе по вопросам помощи в переселении иностранных граждан в РФ приглашенные участники рассказали о возросшем числе коренных жителей западных стран, желающих переехать в Россию. Кроме того, рост популярности России как страны вселения продемонстрировал и Международный трек конкурса “Лидеры России”, на который в 2021 году было подано более 10 тыс. заявок из-за рубежа. Главным призом победителям являлось получение российского гражданства в ускоренном режиме или по Указу Президента РФ.
В связи с этим, информационное сопровождение Госпрограммы переселения на сегодня стало критически важным для эффективности её реализации. При наличии многих разноплановых ресурсов, существует один официальный.
В соответствии с пунктами 32, 33, 34 Указа Президента Российской Федерации от 22.06.2006 г. № 637 “О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом”, автоматизированная информационная система “Соотечественники” http://aiss.gov.ru/ находится в ведении МВД РФ и является информационным ресурсом для размещения официальных информационных пакетов по Государственной программе содействия добровольному переселению соотечественников в РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2016 г. № 538 «Об информационном ресурсе «Автоматизированная информационная система «Соотечественники», “информация о Госпрограмме и её региональных частях подлежит размещению и обновлению в информационном ресурсе в течение 10 рабочих дней со дня ее создания, получения или внесения соответствующих изменений”.
Что не так с информационной программой
Но, к сожалению, АИС “Соотечественники” не выполняет своих функций. На данном ресурсе не только устаревшая, недостаточная, но и во многом лишняя, вместо по-настоящему важной и нужной для соискателей статуса переселенца информация. Вопреки Постановлению Правительства, в котором указан 10-дневный срок внесения изменённой или новой информации на платформу АИС, многие рубрики и новости датируются 2017 или даже 2014 годом.
На страницах многих регионов базовая установочная информация не только о Госпрограмме, но и о самом регионе отсутствует. Данные поисковой анкеты с информацией о рабочих местах в регионах, о выставленном на продажу или аренду жилье для переселенцев в разделе “Обустройство” либо малоинформативны, либо не соответствуют действительности.
Например, в Кемеровской области — Кузбассе имеется запрос на 10 тысяч вакансий в области здравоохранения. Однако, на сайте АИС “Соотечественники” в соответствующей поисковой системе вакансии медперсонала отсутствуют. Раздел “Каталог жилья” также малоинформативен и не отвечает даже на самые важные вопросы соискателя: качество и описание жилья, квадратура, цена, контакты продавца или арендодателя.
Судя по разделу “Каталог медицинских учреждений”, вся информация о них сводится к адресу и названию поселения, где оно находится, даже без контактных данных. В любом поисковике по запросу “медицинские учреждения (например) г.Новокузнецка Кемеровской области” можно получить несравнимо более полную и точную информацию. Поэтому наличие такого раздела, как “Обустройство”, на платформе АИС “Соотечественники” представляется излишним. В разделе “Новости” размещается информация, никак не связанная с ходом реализации Госпрограммы в регионах. Кроме того, в странах ЕС, Великобритании, США, Канаде сайт http://aiss.gov.ru/ заблокирован к доступу. Это нарушает статью 19 Всеобщей декларации прав человека, которая гарантирует свободу искать, получать и распространять необходимую человеку информацию независимо от государственных границ. Но, к сожалению, в современных политических условиях и при полной гегемонии над международными организациями одного государства мы не в силах заставить нарушителей выполнять правовые установки ООН.
По мнению экспертов, сегодня назрела необходимость реорганизации работы АИС “Соотечественники” как со стороны МВД РФ, так и со стороны регионов, поставляющих информацию. А учитывая возросшее число некоммерческих социально ориентированных организаций, открытых самими переселенцами, их помощь в работе над порталом будет неоценимой и эффективной. Участники общественных проектов, занимающихся темой переселения, готовы высказать свои предложения и помочь в работе над платформой. Если у МВД будет желание пригласить их к сотрудничеству.
Синергия власти и гражданского общества
Но не только проблема информационного сопровождения процесса переселения требует взаимных усилий общества и органов власти, органов прокуратуры. Особенное внимание следует уделить тем, кто уже выбрал регион вселения, начал обустраиваться и адаптироваться к новой жизни.
Задача социальной и языковой адаптации детей соотечественников в образовательной среде — одна из самых острых и сложных в процессе обустройства на новом месте жительства. Об этом говорят практически все, кто переехал с семьёй и прошел трудный путь принятия новых жизненных правил и условий. Именно в этом процессе особенно важна социальная поддержка, доброжелательное окружение человека. Особенно ребёнка, подростка.
Кроме языковой и образовательной проблемы у детей, не меньшие проблемы возникают и у взрослых. В частности, в соответствиях зарубежных дипломов и названий профессий с российскими. И если до отъезда за рубеж человек успел получить диплом о высшем или средне-специальном образовании в России, то ему проще искать работу по диплому. Если нет, то придётся подтверждать его или проходить обучение заново. И это тоже затраты и времени, и финансов.
Учитывая, что наш МИД фиксирует все больше обращений по вопросам переселения в РФ, а политическая ситуация в мире накаляется с каждым днем, система органов власти нуждается в содействии гражданского общества и общественных институций в оказании помощи соотечественникам-переселенцам и иностранным гражданам. Общественную работу по этому поводу важно начать уже сейчас и определить наиболее подходящие для этого некоммерческие организации и институции в регионах России. Сделать максимально эффективной работу АИС “Соотечественники” и усилить меры прокурорского надзора за соблюдением прав и законных интересов переселенцев. И тогда увеличивающийся с каждым месяцем поток будущих новых граждан России получит неоценимую и эффективную помощь на родине. А сарафанное радио гораздо быстрее любого СМИ сделает своё дело, приведя к нам в страну еще бОльшее число соотечественников и иностранцев в процессе ценностной миграции.