Авторы доклада напоминают, что США остаются единственным государством, не ратифицировавшим Конвенцию ООН о правах ребенка, в которой закреплены базовые стандарты всеобъемлющей защиты прав детей. Процесс международного усыновления остается непрозрачным, коррумпированным, ресурсозатратным и подверженным политической неоколониальной конъюнктуре — схеме «развивающиеся страны-поставщики детей – страны Запада-принимающая сторона».
Одна из основных причин отказа Вашингтона ратифицировать Конвенцию ООН о правах ребенка 1989 г. – давление на официальные власти со стороны таких консервативных организаций, как Христианская коалиция, Семейный научный совет. По словам главного адвоката отдела по правам ребенка «Human Rights Watch» Джо Беккер, основная юридическая проблема ратификации Конвенции ООН о правах ребенка состоит в том, что США – одна из стран, в которой несовершеннолетних приговаривают к пожизненному тюремному заключению без возможности досрочного освобождения. Есть опасение, что социальные и экономические права, установленные Конвенцией, могут спровоцировать судебные иски с требованием к государству о возмещении вреда. Хотя в США есть законы против жестокого обращения с детьми, в трети штатов разрешены телесные наказания в школах, и ни один из них не запрещает их дома.
Все попытки России заключить и добиться выполнения Соглашений по условиям усыновления (удочерения) российских детей американскими семьями не увенчались успехом. Главная причина – невыполнение американской стороной своих базовых обязательств и неспособность органов власти, социальных служб, профильных агентств обеспечить необходимый уровень контроля над соблюдением прав усыновленных детей из России.
До введения запрета на усыновление россиян с 1 января 2013 г. Россия лидировала по общему числу усыновленных гражданами США лиц европеоидной расы.
Согласно официальным данным (ежегодным докладам о международном усыновлении) Госдепартамента США, общее число усыновленных в период с 2008 по 2013 гг. россиян составляет 5533 чел. В эти же годы второе место по данной категории усыновленных занимала Украина – 2706 чел. Вместе с тем, согласно данным Службы по делам гражданства и иммиграции Министерства внутренней безопасности США, общее число американских виз, выданных усыновленным несовершеннолетним гражданам России, а также в целях завершения указанного процесса на территории США, в 1992-2012 гг. составило 61.625 чел. Из 61,6 тыс. официально зарегистрированных случаев усыновления российских детей американскими семьями только треть признана успешной контрольными органами и организациями усыновителей.
Кроме России и Украины, большое число детей за период 2008 — 2014 гг. вывозилось из Южной Кореи, Гаити, Эфиопии. В докладе сказано, что за 2008-2021 гг. были усыновлены 918 американских детей, в основном они были отправлены в Канаду, Нидерланды и Австрию.
В конце авторы делают неутешительный вывод. Как сказано в Докладе, говоря о проблемах защиты прав ребёнка в США, речь идет о системных пробелах в целом. Ни родители, ни государственная правовая система, ни общественные организации США не в состоянии гарантировать защиту прав и интересов детей на уровне, соответствующем международным стандартам.
За период с 1996 по 2013 год в американских семьях погибли 20 усыновленных российских детей. И это только зарегистрированные органами правопорядка случаи. Закрывая наши консульства и ограничивая работу посольства РФ в США, американские власти не позволяют российским дипломатам и юристам в полной мере следить за соблюдением прав и законных интересов усыновленных американцами российских семей.
Россия начала системно заниматься нарушением прав детей как о стороны США, так и со стороны Украины. 30 июня в Государственной Думе прошло первое заседание Парламентской комиссии по расследованию преступных действий в отношении несовершеннолетних со стороны киевского режима. Проведение парламентского расследования было инициировано депутатами Государственной Думы и поддержано Советом Федерации. В состав Комиссии вошли 13 депутатов Государственной Думы и 13 сенаторов, сопредседателями избраны заместитель Председателя Государственной Думы Анна Кузнецова и заместитель Председателя Совета Федерации Галина Карелова.