Тамбовский волк — собирательный образ пограничника с засечной черты

Среди двух главных героев рассказа Сергея Довлатова “Ослик должен быть худым” есть загадочный персонаж — тамбовский волк. Но в фантастическом сентиментальном детективе, хоть и приближенном к советской реальности, героями могут быть кто угодно. В данном случае ими стали американский шпион, заброшенный в СССР в разведцелях, и его партнёр, встретивший героя после приземления с парашютом — тот самый тамбовский волк, да еще говорящий.

В основе такой литературной метафоры лежит буквальное воплощение устойчивых выражений: “Человек человеку — волк”, “Человек человеку — друг, товарищ и брат” и “Тамбовский волк тебе товарищ”. По сюжету, тамбовский волк присоединяется к американскому шпиону Джону Смиту, чтобы “вместе хулиганить”.

В самом регионе поговорка известна давно. Но всероссийскую славу выражению “Тамбовский волк тебе товарищ” принес вышедший на экраны страны в 1956 году детектив “Дело Румянцева”, в котором один из героев-милиционеров употребляет её в отношении преступника.

Почему волк именно тамбовский и чем славный русский город заслужил такого героя? И вот что интересно: на городском гербе изображены три пчелы и улей на лазоревом фоне как символ главного занятия местных жителей — бортничества, то есть пчеловодства. А самым узнаваемым брендом стал серый волк. Как это получилось?

Мы бы знали об этом чуть больше, если бы в 2006 году почти все экспонаты единственного в мире Музея волка не сгорели при пожаре. Трагедия случилась в Брянске, куда для показа была вывезена основная экспозиция. Этот частный музей задумывался энтузиастами как основа для развития историко-культурного туризма в регионе. Он должен был способствовать развитию и сохранению народных ремесел, фольклора и творчества, установлению и укреплению межрегиональных и международных связей. Но после пожара восстановить музей не удалось, поэтому локальный бренд города воплощён в других форматах. В Тамбове установлено два памятника волку — на въезде в город и на территории одной из гостиниц. Местные производители, мастера художественных промыслов, кулинары используют изображение волка и его название в своих произведениях не только для туристов, но и для экспорта в другие регионы России и за рубеж.

Знаменитые люди тамбовской губернии

Может быть среди известных выходцев из этой губернии есть герои, память о которых воплотилась в столь недвусмысленный бренд? С тамбовской землёй связаны имена многих знаменитых людей, в том числе дворянских династий Воронцовых и Нарышкиных. Здесь доживал свой славный век отставной адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков. Он жил в деревне Алексеевка, Темниковского уезда Тамбовской губернии, неподалёку от Саранского монастыря.

Из Тамбова родом знаменитый русский поэт Евгений Абрамович Боратынский, чьё имение в губернии было получено его отцом Абрамом Боратынским, выходцем из галицкого польского шляхта, за верную службу императорам России. Здесь же, в поместье Кариан в 1812 году родилась роковая красавица, сыгравшая самую драматичную роль в истории русской словесности, Наталья Гончарова. Бабушка поэта Мария Алексеевна Пушкина-Ганнибал родилась и долгие годы жила на Тамбовщине, как впрочем, и некоторые потомки Александра Сергеевича.

В Липецком уезде Тамбовской губернии родился знаменитый философ, теоретик марксизма Георгий Плеханов. Село Гудаловка (позднее Семёновка), малая родина социал-демократа, ныне носит его имя. Правда, административно относится теперь к Липецкой области. Плеханов был воистину “товарищем”, и точно “тамбовским”, но никак не волком, а другом всех угнетённых и обездоленных.

Тамбовщина подарила стране двоих из числа самых знаменитых героев Великой отечественной войны. В селе Осино-Гай Тамбовской области родилась герой Советского Союза Зоя Космодемьянская. В Тамбове долгие годы жил и умер Иван Степанович Одарченко, прототип знаменитой скульптуры “Воин-освободитель” в берлинском Трептов-парке.

Можно еще долго перебирать в памяти или рекламных проспектах известные имена, но ни одно из них никак не ложится в привычный сегодня образ фольклорного персонажа.

Краткая история Тамбова — родины тамбовского волка

Возможно, корни этой истории лежат в формировании самого города и его сообщества. Один из красивейших русских городов заложен на холме при слиянии рек Студенец и Цна 17 апреля 1636 года воеводой Романом Боборыкиным по указу царя Михаила Федоровича, первого из династии Романовых.

Изначально это была одна из крепостей засечной черты — линии пограничья Руси и степных кочевников, защищавшая земли Московского царства от разорительных набегов. Однако крепости пришлось обороняться не только от внешних врагов. Во время казачьих бунтов Степана Разина и Кондрата Булавина крепостной отряд и посадский люд, спрятавшиеся за крепкие стены, успешно противостояли ватагам казацких атаманов, бродивших в полесье на границе со степью. Вполне возможно, что эти ватаги в образе стаи беспощадных и злых волков и запомнились местным жителям. Об этом говорит одна из версий зарождения присказки.

В 1796 году Тамбов стал губернским центром. И уже в Отечественной войне 1812 года участвовал своим сводным 12-тысячным отрядом ополченцев, приютил у себя тысячи беженцев из занятых французами земель.

Но вот некоторые нюансы формирования местного сообщества, так сказать, социология населения, подсказывает причины появления такого яркого персонажа, как тамбовский волк.

Народные массы как воплощение собирательного образа персонажа

История возникновения фразеологизма, ставшего крылатой поговоркой, неизвестна. Историки и краеведы предлагают как минимум четыре варианта её возникновения. И две из них связаны с обобщенным описанием характерных черт поведения тамбовских крестьян как оборотистых, свободолюбивых и умеющих отстаивать свои интересы и права людей. В этом они были схожи с повадками волчьей стаи, которая может наводить свои порядки во всей округе, где живёт.

По мнению тамбовского краеведа Ивана Овсянникова, термин “тамбовский волк” появился в конце XIX в. После отмены крепостного права. Суть его истории в том, что с Пасхи до Покрова крестьянин занимался своей землей, посевами. А в зиму уходил работать в другие города на различную подработку. Тамбовский крестьянин отличался особенной мастеровитостью и проворностью. Зачастую тамбовцы занимали места первыми, а когда другие крестьяне приходили, то все наиболее доходные места были заняты. Поэтому и говорили о тамбовских крестьянах: мол, ”тамбовские волки по дворам рыщут, цену сбивают”. А если учесть, что в крепости на засечной черте долгие годы приходили люди “сложной судьбы”, а то и откровенные разбойники в поисках лёгкой добычи в степи, то не трудно догадаться, что поколения после них воспроизводили типичное поведение предков.

Но одна из легенд говорит о некоем старце-молитвеннике, отшельнике Симеоне, который, живя в глухом тамбовском лесу, получил дар от Бога понимать зверей и птиц. И они его тоже понимали. Когда старец выходил к людям в деревни, на окраине леса его всегда ждали волки. И в этом смысле поговорка “Тамбовский волк тебе товарищ” скорее подчеркивает сакральный смысл возможности взаимопонимания человека и дикого опасного животного. Потому что любовь и стремление понять друг друга всегда сближали даже самых яростных недругов.

Источник