Чебурашка, справедливость и традиция внутри русской матрёшки смыслов

За последние два года в российском социуме актуализировалась задача создания обновленного образа России, возвращения к исконным ценностям и основам духовно-нравственного воспитания. И последним ярким триггером такого движения к самим себе стала реакция общества на “голую вечеринку”, организованную блогершей Настей Ивлеевой по заказу МТС.

Однако нельзя сказать, что движение в сторону родных корней и культурного кода, освобождённого от гнета либеральных свобод и требований, началось только сейчас. Еще до начала политического кризиса внутри российского креативного сообщества задались целью вернуть на экраны, страницы книг и театральные подмостки героев русских народных сказок. В 2020/21 годах прошла целая серия бурных обсуждений, почему наши дети из всего многообразия персонажей чаще выбирают покемонов, человеков-пауков или ящериц, черепашек ниндзя или Барби. Результат такого дискурса мы видим на экранах: буквально за два года подряд вышли прекрасные, яркие фильмы для детей, основанные на русских народных сказках. Это “Конёк-горбунок”, “Чебурашка”, “По щучьему веленью”, несколько фильмов с бабой Ягой и Кощеем, сериал “Волшебный участок”, где последовательно собраны главные сказочные персонажи. Был экранизирован рассказ Аркадия Гайдара “Чук и Гек”, на котором выросли и воспитывались многие поколения советских детей.

Научный мир тоже не оставался в стороне от процесса. На базе Московского художественно-промышленного института восемь лет проходит научная конференция, посвященная патриотическому воспитанию и образу России. В конце апреле состоится очередная такая конференция.
Мы поговорили с проректором по научной работе МХПИ, научным руководителем конференции Татьяной Александровной Чикаевой.

Татьяна Александровна, есть ли сегодня тот корень, из которого растёт дерево наших смыслов и образов Родины? Ведь сегодня есть огромный запрос на обновление этого образа. Каким он будет?

Если мы знаем, что будет источником образа, мы знаем, каким он может быть. Что такое Родина? Об этом много писали философы, как русские, так и зарубежные. Родину нельзя потрогать, она духовная сущность, данная нам в ощущениях и чувствах. Она выполняет материнскую функцию: нет её — нет ничего. Если человек убирает понятие “Родина”, он лишается субъектности, самостоятельности, своей идентичности, которую можно сформировать только из родового корня. Что такое родовой корень? Это представление об общих героях, о своих родных и близких, о природе и пространстве, о принятых нормах поведения и взаимоотношениях между людьми. Это общие сказки и культурный контекст вашей повседневности. И только вся совокупность образов может отразить полноту образа Родины. Каким он будет — зависит от нас самих, от состояния российского общества.

Положительные образы Родины показывают наш идеал, наши устремления и наши победы. Отрицательные актуализируют наше недовольство чем-либо, желание изменить это в лучшую сторону или наоборот, вырезать из общей палитры восприятия Родины, выкинуть это из жизни. Если это не получается, люди уезжают и ищут идеал за рубежом. Человек, живущий вне границ страны, может считаться соотечественником в истинном смысле этого слова?

Когда-то наши эмигранты, оказавшиеся за границами России после революции, считали себя “осколками Родины”, носителями её культуры и языка. Их физические тела были в другом месте, а их душа здесь. Русский — значит приоритет совести, справедливости, духовности. Россия никогда не говорила только о том, что важно для нас и больше ни для кого. Она всегда говорит, что важно для всех, и показывает наш путь достижения этого. Можно быть в России и не быть русским, если человек живёт другими ценностями. Мы на своей конференции говорим не только о России. К нам приезжают из разных регионов: Белоруссии. Украины, Казахстана, Молдавии, Франции, Ирана, Китая, Ирака и других стран. В докладах наших гостей мы видим и параллели, и возможности диалога.

Те из наших соотечественников, которые хотят вернуться обратно в Россию или переехать сюда, если они во втором/третьем поколении эмигранты, смогут увидеть и принять новый образ традиционной Родины, без либеральных свобод, гендерного разнообразия и махрового индивидуализма? Ведь наше общество очевидно идет именно к такой картине мира и духовно-нравственным ценностям.

Знаете, очень отрадно осознавать, что движение в этом направлении есть, и оно успешно. Наши двери всегда открыты всем тем, кто желает жить созидательным трудом, по совести, растить детей в уважении к предкам и их славным делам. Если человек обретает Родину, как свою духовную основу, то его уже нельзя соблазнить ни махровым индивидуализмом, ни иными псевдочеловеческими ценностями. Просто каждый, кто хочет приехать в Россию или продолжать жить здесь, должен ответить на вопрос: почему он так решил? И только если его ответ такой: “ Здесь моё место, здесь я смогу созидать, здесь то, без чего меня нет”, то Россия его Родина, его дом. А для остальных есть путь участия в разных проектах и наблюдения за тем, как Россия вновь обретает свою силу, как можно жить вне космополитической и потребительской парадигмы.

19-20 апреля пройдёт Восьмая международная научная конференция “Образ Родины: содержание, формирование, актуализация”, организованная Московским художественно-промышленным институтом. Мы будем знакомить вас с некоторыми её участниками и докладами.