Иностранцы очень ценят российское образование за его воспитательную функцию

Для семей иностранцев, переселившихся в Россию, самое ценное — наша система образования, в которой непременно присутствует воспитательная компонента. То, как отмечают в России 1 сентября — День знаний, удивляет и восхищает всех новых россиян.

В России, как и в других странах европейской культуры, просвещение начиналось с азбуки и обучения чтению. Первая азбука для детей Василия Бурцева “Начальное учение человеком, хотящим разумети божественного писания” была создана в 1634 году. В ней авторы разместили не только буквы алфавита, но и притчи, наставления, библейские заповеди и начальные знания о грамматике. И очевидно, что первая русская азбука несла в себе не просто образовательные функции, но и воспитательные.

Великий издатель и просветитель Николай Иванович Новиков начал формировать спрос на детских писателей и детскую литературу с помощью первого в России журнала “Детское чтение для сердца и разума”. Он выходил с 1785 по 1789 годы как бесплатное приложение к газете “Московские ведомости”.

В первый месяц нового года мы отмечаем юбилей сразу нескольких детских писателей. Один из них известен очень многим, другие незаслуженно забыты нашими современниками.

18 января 1834 года родилась педагог, один из редакторов журнала “Задушевное слово” Софья Марковна Макарова. Этот детский журнал выпускал большой энтузиаст продвижения литературы для детей в России, издатель и просветитель Маврикий Осипович Вольф. Недаром в основе торгового логотипа его “Товарищества М.О. Вольфа” была сова — символ мудрости.

До замужества и уже будучи женой генерала Н.И. Макарова, Софья Марковна много времени отдавала благотворительности и образованию детей; писала детские рассказы, сказки и размещала их в различных детских журналах Санкт-Петербурга. В России вышло более 20 авторских книг с её произведениями. Софья Макарова была единомышленницей известного педагога и просветителя Дмитрия Дмитриевича Семёнова, внёсшего неоценимый вклад в становление российского образования. Макарова, как и Семёнов, считала, что целью образования является прежде всего воспитание ребёнка в любви к родине, вере, родному краю. Писательница стала автором статей о Москве, Петербурге и Нижнем Новгороде в пятом томе знаменитого издания “Отечествоведение” Семёнова, вышедшего в 1879 году и посвященного великорусским регионам Российской империи. Всего было издано 6 томов по истории и описанию различных земель обширной страны. Одноименный предмет — отечествоведение — преподавался в российских гимназиях вплоть до 1917 года.

К сожалению, в первые годы революции новые власти закрыли детский журнал “Задушевное слово”, посчитав его классово неблизким будущим строителям коммунизма.

Говоря о журнале, нельзя не вспомнить еще одно имя, которое юная — преимущественно женская — публика открыла для себя на его страницах и сделала сверхпопулярным в начале 20 века. Это имя Лидии Алексеевны Вороновой, писавшей под псевдонимом Чарская. Маленькая Лида начала писать стихи в 10 лет, а в 15 — вести дневник, который она опубликует сначала частями в журнале “Задушевное слово”, а потом отдельной книгой. В 1911 году “Записки институтки” поставили автора на третье место по популярности в России после Гоголя и Пушкина. Пожалуй, это первый литературный феномен в истории страны, который явил пример поругаемого всеми критиками и коллегами по перу автора, по которому публика в то же время буквально сходила с ума. За 20 лет творческой жизни Лидия Чарская написала 20 детских сказок, десятки повестей для подростков и молодых институтских девиц, помимо прозаических и стихотворных произведений для взрослой аудитории. Все 1910-е годы Лидия Чарская владела умами молодёжи, “буквально заполонив сердца юных читателей”, как писали тогда в прессе. 31 января следующего, 2025 года, исполнится 150 лет со дня рождения писательницы.

24 января 1874 года родилась другая русская писательница, больше известная своими переводами зарубежной литературы, поэт и драматург Татьяна Львовна Щепкина-Куперник.

Правнучка основоположника русской актёрской школы Михаила Щепкина, она дружила с Левитаном, Чеховым. Илья Репин написал её портрет, на котором поэтесса предстала весёлой, жизнерадостной и доброжелательной матроной, такой же тёплой и уютной, как цветная шаль, окутавшая её плечи. Детскую аудиторию Татьяна Львовна покорила своими переводами стихов из “Алисы в стране чудес” Л.Кэррола.

Еще одним январским юбиляром из числа детских писателей станет Аркадий Петрович Гайдар. 22 января мы будем отмечать 120 лет со дня его рождения. К предстоящему юбилею режиссёр Александр Котт снял фильм “Чук и Гек. Большое приключение” по мотивам знаменитого рассказа Гайдара “Чук и Гек”. По сложившейся еще до революции традиции знакомить читателей с новыми авторами на страницах литературных журналов, впервые рассказ был опубликован в журнале “Красная новь”, где печатались произведения для всех возрастов. Но уже вкупе со статьями партийных и государственных деятелей.

В 1970-72 учебных годах две повести Аркадия Гайдара были по-очереди включены в школьную программу 7 класса: “Тимур и его команда” и “Школа”. В 4-6 классах изучались многие его рассказы как в рамках школьной программы, так и во внеклассном чтении. Все, закончившие советскую школу, помнят “Голубую чашку”, “Р.В.С.”, “На графских развалинах”, “Судьбу барабанщика” и другие.

Но хорошая литература, даже если она окрашена идеологическими красками, сохраняет популярность на многие десятилетия. В 2013 году газета “Комсомольская правда” напечатала свой список из пяти произведений Гайдара, которые должен прочитать каждый школьник. И он полностью совпал со списком литературы, включенной в программу советской школы: повесть “Тимур и его команда”, рассказы “Чук и Гек”, “Голубая чашка”, “Судьба барабанщика” и “Р.В.С.”.

Потому что российская школа, со времен первой азбуки Бурцева, прежде всего воспитывает маленького человека. А цель воспитания, по Н.И.Новикову, сделать “счастливых людей и полезных граждан”, сохранив верность традиции, любовь к Отечеству и семье.

2024 год объявлен в России Годом семьи и посвящен продвижению традиционных семейных ценностей. Главная ценность российской семьи всегда была в детях: их воспитании, обучении, благотворительной помощи нуждающимся.