Диана Кобалава вернулась в Россию после 30 лет жизни в Испании. Сегодня она успешно реализует себя в области креативных индустрий — занимается изготовлением авторских украшений. Диана считает, что её европейское образование и опыт работы за рубежом вносит свой уникальный вклад в общее развитие индустрии дизайна. Мастер стала участником Второго Российского форума индустрии дизайна, который прошел 18-19 апреля в Москве.
Пока наши соотечественники и иностранцы, желающие переехать жить в Россию, не привыкли видеть в ней мировой центр креативных индустрий. По мнению экспертов отрасли, дизайн-политика позволяет стране позиционировать себя во внешнем мире, транслировать идеи и смыслы. Однако мы почему-то не пользуемся этим инструментом для привлечения в страну специалистов в эти индустрии.
По данным Центра помощи переселенцам «Путь домой», 73% из них имеют технические профессии и 27% гуманитарные. Из технических чаще всего встречаются механики (32%), водители (27%), строители (26%), в раздел «другие» попадают еще 14 % переселенцев. Среди гуманитариев на первом месте медики — 36%, педагоги и воспитатели — 32%, экономисты 20% и почти 12% финансисты.
На прошедшем форуме эксперты, бизнесмены и чиновники из Москвы и федеральных структур обсуждали пути развития индустрии кросс-культурного направления — дизайна. По мнению руководителя Департамента культуры Москвы Алексея Фурсина, без дизайн-политики нет национального технологического суверенитета. За последние четыре года в Москве количество предпринимателей в сфере креативных индустрий, включая дизайн, выросло в 1,5 раза. Участников Московской недели моды-2024 из всех регионов России и зарубежных гостей стало больше в два раза по сравнению с первой неделей моды 2023 года.
В октябре 2021 года Всемирная организация дизайна сделала непростой выбор победителя в конкурсе на звание столицы мирового дизайна-2024 между Москвой и агломерацией из двух городов — американского Сан-Диего и мексиканского Тихуаны, отдав первенство агломерации.
Конкурс «Мировая столица дизайна» учредили для повышения осведомленности международной аудитории о городских инициативах, новых решениях, сильных сторонах и ценностях дизайна, а также инновационных подходах, используемых в повседневной жизни. Всемирная организация дизайна раз в два года объявляет город, который успешно работает в области дизайна в целях городского планирования, инновационного и бизнес-развития. Первой мировой столицей дизайна признали итальянский Турин в 2008 году. Этого звания также удостаивались Лилль, Мехико, Тайбэй, Кейптаун и Хельсинки. Валенсия была столицей дизайна в 2022 году.
Вклад креативных индустрий в ВВП России, по результатам исследования АСИ, в 2021 году составил приблизительно 4,87%, или более ₽6 трлн, из них 2,3% — разработка ПО. Всего в креативных индустриях страны на тот момент было занято 1,5 млн человек — это 4,7% рабочей силы. Лидерами по вкладу креативных индустрий в экономику являются Московский и Ленинградский регионы, Тюменская, Калининградская, Новосибирская, Костромская, Ярославская, Ульяновская, Свердловская области, Республика Татарстан. В крупных городах спрос на специалистов в области креативных индустрий на порядок больше, чем в более мелких.
По классификации ООН в креативные индустрии входят четыре отрасли: культурное наследие (музеи, библиотеки, ремесла); искусство (исполнительское и изобразительное); медиаиндустрия (печатная и аудиовизуальная продукция, новые медиа); функциональный креатив (дизайн, мода, ПО, цифровой контент, креативные услуги).